Skip to main content
search
Новости

РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

By 31.01.2024No Comments

30 января 2024 г. и.о. директора Института экономики УрО РАН, председатель Комиссии по науке и развитию цифровой экономики Общественной палаты Свердловской области д-р экон. наук Юлия Лаврикова совместно с заместителем Министра экономики и территориального развития Свердловской области – директором департамента экономического анализа и территориального развития Александром Немтиновым приняла участие в заседании Совета Общественной палаты Свердловской области, где выступила с докладом «О проекте Концепции развития логистического комплекса Свердловской Области».

В докладе Юлия Георгиевна отметила важность разработки данного документа:

  1. В настоящее время усиливаются значимость транспортно-логистической инфраструктуры и ее влияние на обслуживаемые территории. Для ряда крупнейших городов страны это проявляется в обретении ими дополнительной экономической специализации. Пример такого хода событий – развитие экономики и инфраструктуры города Екатеринбурга, находящегося в самом центре Большого Урала, на пересечении коридора транссибирской магистрали и транспортных путей, формирующихся вдоль Уральских гор в меридиональном направлении.
  2. Свердловская область обладает совокупностью долговременных стратегических предпосылок для нового позиционирования в макрологистической системе страны – коридоре «Север – Юг». Генезис элементов, которые сформируют здесь сухой порт, основан на последовательном проявлении роли следующих факторов экономико-географического положения Екатеринбурга:
  • пересечение транссибирской магистралью границы Европы и Азии;
  • формирование меридиональных путей сообщения, в перспективе образующих транспортный коридор в направлении уральского сектора Арктики к морским портам Северного морского пути (СМП);
  • появление в недалеком будущем продолжения этого меридионального коридора в южном направлении для организации транспортных связей серединных макрорегионов России с государствами Центральной Азии, Китаем, Ираном, а впоследствии и с Индией.
  1. Эти предпосылки автоматически не перерастут в новую социально-экономическую и экономико-технологическую реальность. Важна активная, опирающаяся на научно-профессиональное сообщество государственная позиция региональных органов и организаций, чтобы процессы в регионе усиливали все позитивные тенденции в сегодняшнем и завтрашнем развитии России.
  2. Обостряется ситуация с ввозом и вывозом грузов и предоставлением погрузочных ресурсов, приводящая к ряду последствий:
  • снижается качество транспортного обслуживания;
  • растут издержки обращения, в первую очередь, для некрупных грузоотправителей и грузополучателей;
  • наблюдается дальнейшая дифференциация в плотности перевозок: ускорение исчерпания провозных способностей на грузонапряженных участках при одновременном снижении движения на многих малодеятельных участках и др.

Эти проблемы осложняют развитие хозяйственной деятельности и включение в производственную и сбытовую кооперацию депрессивных территорий, которыми изобилуют практически все периферийные районы Свердловской области, и здесь необходима активная помощь со стороны региональных органов власти и управления. В Концепции логистического комплекса Свердловской области заложены приоритетные направления обеспечения логистики практически для каждой территории, образованной одним или группой муниципальных образований.

Среди моментов, требующих доработки, Юлия Лаврикова отметила необходимость отражения в Концепции логистического комплекса следующих аспектов:

1) четкого понимания объекта регулирования (транспортный, транспортно-логистический комплекс и сухой порт не являются идентичными понятиями);
2) характеристик существующего состояния логистического комплекса Свердловской области с оценкой его сильных слабых сторон и прогнозов его развития;
3) оценки существующих грузо- и пассажиропотоков (начальные, промежуточные и конечные пункты, а также их интенсивность);
4) выявления узких мест данных потоков и вариантов их устранения;
5) учета места сухого порта «Екатеринбург» в системе сухих портов и альтернативных транспортно-логистических коридоров на территории Российской Федерации, включая возможные сценарии их развития в Российской Федерации до 2040 г. и др.

Юлия Георгиевна заострила внимание на том, что требуется усиление вступительной части Концепции, в частности, необходимо обосновать стратегические преимущества Свердловской области для реализации данного проекта, а также конкурентные преимущества проекта сухого порта относительно других крупных транспортно-инфраструктурных проектов. Поставленные задачи являются важными составляющими в развитии проекта «Сухой порт». Вызывает много вопросов постановка задачи, касающейся организации пассажирских перевозок в г. Екатеринбурге в рамках проекта «наземного метро», а ряд проектов Концепции территориально вообще выходит за границы Свердловской области (п. 4.2, 4.3, 4.4). Например, непонятно, какое отношение имеет данная территория к заявленному в Концепции (Свердловской области) проекту строительству арктического морского порта на берегах Обской губы.

В заключение Юлия Лаврикова отметила, что в Концепции отсутствует важный раздел с предполагаемыми затратами, ожидаемыми результатами и экономическими эффектами, который необходимо обязательно добавить.

Close Menu