Skip to main content
search
Новости

ТУРИСТИЧЕСКИЙ НАЛОГ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ: ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ

By 30.09.2024No Comments

Директор Института экономики УрО РАН д-р экон. наук Юлия Лаврикова приняла участие в обсуждении целесообразности введения туристического налога в муниципальном образовании г. Екатеринбург. Совещание состоялось в Администрации города Екатеринбурга с участием представителей туристической отрасли.

С 2018 г. туристы, приезжающие в курортные районы, Республику Алтай и в г. Санкт-Петербург, платили курортный сбор — до 100 рублей в сутки. С 1 января 2025 г. в России начнет действовать новый туристический налог. Он установлен поправками в Налоговый кодекс РФ (глава НК РФ 33.1. «Туристический налог»). В соответствии с новыми нормами ставка не может быть ниже 100 рублей. Право собирать туристический налог на своей территории принадлежит муниципалитетам. Это значит, что местные органы будут определять размер сбора и районы, в которых он действует. При этом муниципалитеты могут устанавливать различные ставки налогов в зависимости от сезона и категории гостиницы. Также на местах будут решать, как потратить собранный туристический налог. Единственное условие  — тратить деньги можно только на строительство, обслуживание и реконструкцию туристической инфраструктуры: парков, памятников, дорожек и других объектов.

На заседании Юлия Лаврикова обратила внимание участников на то, что существует богатый опыт введения данного налога как в России (в виде курортного сбора в порядке эксперимента до конца 2024 г.), так и за рубежом (Брюссель, Рим, Берн и др.).

К безусловным плюсам введения налога можно отнести: дополнительный источник дохода для муниципального бюджета; возможность финансирования «узких» мест в развитии инфраструктуры города, которая испытывает повышенную нагрузку от туризма, в том числе поддержания чистоты и защиты окружающей среды в городе. –Это приведет к повышению привлекательности условий для туризма, если средства будут направлены в те сферы, которые в данный момент ограничивают турпоток.

Юлия ЛавриковаДиректор Института экономики УрО РАН, д-р экон. наук

В то же время введение туристического налога может привести к увеличению административной нагрузки на гостиницы, росту цен на гостиничные услуги, и, как следствие,  уменьшению туристического потока в наш город, росту теневого сегмента туристического рынка, который будет противодействовать налогу и др.

Юлия Лаврикова подчеркнула, что взимание туристического налога целесообразно в тех муниципалитетах, где количество приезжающих граждан кратно превышает количество постоянно проживающих, уплачивающих местные налоги. В этом случае муниципалитеты могут ликвидировать дисбаланс между большой нагрузкой на инфраструктуру от большого количества приезжающих и необходимостью ее поддержания в нормативном состоянии только за счет налогов и сборов с гораздо менее многочисленного местного населения.

Так, туристический поток в г. Казань в первой половине 2024 г. вырос на 22% по сравнению с предыдущим годом и составил 2,2 млн. человек. Т.е. за год можно ожидать более 4 млн. человек, что превысит численность населения города в 3 раза.  Екатеринбург в первой половине 2024 г. посетило 908,7 тыс. туристов, что на 31% больше, чем в первом полугодии прошлого года. И за весь 2024 г. следует ожидать превышение числа туристов над постоянно проживающим населением только в 1,2 раз.

На мой взгляд, - подчеркнула Юлия Лаврикова, - следует вначале развить туристическую отрасль в городе, сделать ее привлекательной для большого количества жителей нашей страны, а затем уже вводить туристический налог.

Юлия ЛавриковаДиректор Института экономики УрО РАН, д-р экон. наук
Close Menu