По приглашению губернатора Кемеровской области Сергея Евгеньевича Цивилева и.о. директора Института экономики УрО РАН Юлия Лаврикова приняла участие в международной практической конференции «Развитие производительных сил Кузбасса: история, современный опыт, стратегия будущего». Конференция проходила 20 ноября 2023 г. в МСК «Кузбасс-Арена», г. Кемерово (Кузбасс). На конференции был представлен коллективный доклад Института экономики УрО РАН «Экономическое взаимодействие Уральского и Сибирского округов: истоки и перспективы».
Еще в конце XIX в., после пуска Транссибирской железнодорожной магистрали, многие российские мыслители (С. Ю. Витте, Д. И. Менделеев и др.) стали развивать идеи масштабного освоения природных богатств восточных регионов, включая использование каменного угля Кузнецкого бассейна в качестве основного топлива для металлургических заводов Урала. Этот подход получил поддержку и на ряде съездов уральских горнопромышленников в 1912–1916 гг.
В начале 1920-х гг. большой интерес вызвал Урало-Кузнецкий проект, подготовленный группой учёных и инженеров во главе с профессором Н.В. Гутовским. Проект предусматривал строительство на Урале трёх новых металлургических заводов – у горы Магнитной (460 км от Челябинска), в районе города Бакал (260 км от Челябинска) и в Алапаевске (180 км от Екатеринбурга). Изначально предполагалось, что источником энергии для доменных печей новых заводов станет кокс, доставляемый на Урал из Кузнецкого бассейна.
Ещё один завод предполагалось построить непосредственно в Кузбассе, а в качестве источников железной руды для него должны были выступать не только местные тельбесские, но и уральские месторождения. Именно в этом проекте уже содержалось предложение об организации встречных перевозок по железной дороге угля и руды, а также необходимого оборудования и т.д.
Ряд решений, направленных на развитие железнодорожного транспорта, был принят в годы второй пятилетки. Укладывались вторые пути на уже действующих магистралях, началась электрификация наиболее значимых участков, в частности старой горнозаводской дороги Свердловск – Чусовая. В результате удалось организовать масштабную перевозку кузнецкого кокса на Урал, а уральской руды – в Кузнецкий бассейн. К концу второй пятилетки Урало-Кузнецкий комбинат обеспечивал в СССР пятую часть добычи угля, более четверти выплавки чугуна, третью часть добычи железной руды и четвёртую часть продукции предприятий «большой химии».
Сейчас Кемеровская область занимает уникальное место в системе производительных сил как Сибири, так и всей России. Регион с наибольшей плотностью населенных пунктов, количеством больших и средних промышленных городов, высокой плотностью размещения производств тяжелой промышленности, путей сообщения, грузо- и энергоемкости. Это старопромышленный регион, развивавшийся, начиная с эпохи индустриализации, в первую очередь, как угольный и металлургический, в последующем еще и как регион химии, алюминиевой промышленности, энергетики и машиностроения. В Кузбассе добывается более 250 млн т угля (57,6 % от добываемого в стране). Эксплуатируется 4375 МВт установленной электрической мощности; это крупнейший грузоотправитель в России (18 % всех железнодорожных перевозок).
Исторический опыт организации производства в межотраслевых и межтерриториальных системах, большие проекты, сопровождавшиеся высокими темпами индустриального развития, показывают, что далеко не исчерпан потенциал взаимодействия Кузбасса как наиболее индустриально развитого и обеспеченного инфраструктурой региона Сибири со старопромышленными регионами Урала, в первую очередь, Свердловской и Челябинской областями. В этих регионах существуют масштабные и синергичные потенциалы взаимодействия в силу определенных эволюционных закономерностей, взаимодополняющей структуры промышленного производства и ресурсов, аналогичности социально-экономической проблематики. Эти регионы содержат в себе индустриальное ядро Уральского федерального округа.
В качестве общих стратегических задач в сфере промышленных интеграционных проектов видятся:
- расширение во взаимодействующих индустриальных регионах взаимного использования основного для профиля специализации каждого из этих регионов продукта;
- совместное создание, производство техники и технологии для эксплуатации в традиционных отраслях специализации, включая участие регионов-партнеров в формировании спроса на такую продукцию.
То есть, речь должна идти о расширении практики и инструментария промышленной политики для развития экономики индустриальных регионов.
В сфере совместных инфраструктурных проектов могут обосновываться элементы крупных проектов систем транспорта и энергетики, являющиеся общими в проектных инициативах взаимодействующих регионов.
Например, необходимо совместное дополнительное обоснование проекта «Сухой порт Екатеринбург» и его имплементации в обустройство Уральского сектора Арктики и мегапроекта «Кедровый путь» (Северо-Сибирский железнодорожный ход), поскольку роль элементов, обеспечивающих переход последнего через Северный Урал, может быть решающей в определении состава проектов, обеспечивающих целесообразность и реализуемость «Сухого порта».
С приветственным словом на конференции выступил губернатор Кузбасса Сергей Цивилев. Спикерами стратегической сессии были: директор Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН Валерий Крюков; первый заместитель губернатора Кемеровской области – Кузбасса – председатель Правительства Кемеровской области – Кузбасса Илья Середюк; заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук Дмитрий Кувалин и др.