Skip to main content
search
Новости

ПЕРСПЕКТИВЫ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА РОССИИ СО СТРАНАМИ АФРИКИ

Задача обеспечения российской экономики недостающими товарами извне и поиска дополнительных средств для такого импорта остаётся актуальной даже в условиях импортозамещения. Она существенно обострилась в условиях западных санкций – России приходится переориентировать экспорт и импорт на дружественные страны, углублять с ними сотрудничество. При этом актуальна задача уменьшения сырьевой зависимости отечественного экспорта.

Сотрудники центра региональных компаративных исследований Института экономики УрО РАН считают, что у стран Африки дефицитны финансовые ресурсы для расчётов за поставки извне. А у российской экономики из-за санкций ограничены возможности инвестирования за рубеж. Чтобы экспортировать в Африку, необходимо способствовать её собственному дальнейшему экономическому росту и экспорту. Рента от природных ресурсов – традиционного экспортного товара Африки – далеко не всегда способствует её экономическому росту. Для экономического роста нужно содействовать получению населением стран Африки квалификации, получению африканской экономикой технологий. Предоставление технологий желательно в форме промежуточных изделий, которые развивали бы местное производство.

Кроме того, для экспорта в Африку нужна развитая инфраструктура его нефинансовой поддержки, в т.ч. сеть торговых домов в странах Африки, и государственные гарантии финансирования экспорта, крайне необходима активность крупных компаний.

Д-р экон. наук Елена Андреева, д-р экон. наук Анатолий Тарасов, канд. экон. наук Артем Ратнер отмечают, что экономический подъём Африки связан во многом с приходом в её экономику инвестиций ряда стран. КНР обустраивает там свои свободные экономические зоны, ЕС разрабатывает долгосрочные проекты, в т.ч. в сфере низкоуглеродной экономики, т.е. усиливается международная конкуренция за этот рынок. Экспорт КНР в Африку с 1995 по 2022 гг. вырос с 1,8 до 164 млрд дол. Китай – один из главных потребителей конголезской кобальтовой руды, производящий ½ мировой химической продукции, содержащей кобальт. Приток прямых иностранных инвестиций в Африку в 1991–2021 гг. вырос в 27 раз, до 79,6 млрд дол. (для сравнения, по миру в целом – в 7,2 раза). Соответственно, российской экономике необходимо успевать встроиться в африканский рынок снабжения и сбыта.

Коллеги на основе детального товарного анализа африканского импорта, российского и африканского объёма производства, данных о прошлом и настоящем производственном сотрудничестве предложили ряд направлений развития торгово-инвестиционного партнёрства со странами Африки, которые можно реализовать в ближайшее время:

  • наращивание предложения железа и стали в объёмах, затронутых санкциями, и при этом повышение степени переработки поставляемой в Африку металлургической товарной массы;
  • ремонт и модернизация производственной инфраструктуры, сооружённой СССР в Африке, с учётом опыта, полученного российскими заводами при модернизации своего советского оборудования с 2000-х гг.;
  • участие с передовыми российскими технологиями в африканских площадках добычи и переработки полезных ископаемых;
  • реализация планов перехода во взаиморасчётах на национальные валюты, с целью решения проблемы зависимости налаживания вышеупомянутой кооперации от наличия свободно конвертируемых валютных средств;
  • услуги по инжинирингу агрогородков и энергоинфраструктуры;
  • предложение африканским студентам – лауреатам российских стипендий на обучение – договоров о трудоустройстве на российских производственных площадках в Африке;
  • отслеживание торговых предложений стран Африки по текстилю, одежде, коже и изделиям из неё на предмет актуальных для российского рынка и др.

Данные направления могут быть использованы российскими федеральными и региональными органами власти при выборе конкретных проектов российско-африканской торговли и кооперации.

Подробнее: Андреева Е.Л., Карх Д.А., Ратнер А.В., Тарасов А.Г. Направления развития торгово-экономического партнёрства с Африкой в условиях трансформации внешнеэкономических связей России // Российский внешнеэкономический вестник. 2024.№5. С.70-85.

Close Menu