Никель, который сегодня часто называют «металлом будущего», еще совсем недавно добывался и перерабатывался в Свердловской области. Ученые Центра природопользования и геоэкологии Института экономики УрО РАН выяснили, что введение в эксплуатацию находящихся в регионе законсервированных и неразработанных месторождений может быть экономически целесообразно, даже несмотря на невысокое содержание никеля в этих рудах. Расчеты и детальные обоснования опубликованы в журнале «Экономика региона».
Сегодня никель считается одним из стратегически важных видов сырья. Этот серебристо-белый металл демонстрирует хорошие механические свойства и высокую коррозионную стойкость, а также легко поддается обработке в холодном и горячем состоянии. Наиболее широко никель применяется для получения нержавеющих сталей, жаропрочных сплавов и сплавов на основе цветных металлов. Однако, по мнению многих экспертов, будущим драйвером роста спроса на этот элемент станет зеленая экономика: производство аккумуляторных батарей для современных электромобилей почти не обходится без никеля. Россия входит в пятерку стран, обладающими наиболее крупными доказанными запасами этого металла, а также является одним из основных лидеров по его производству.
— По освоению и реализации этого металла абсолютным монополистом в России уже давно стал «Норникель», и можно сказать, что это он в каком-то смысле «загубил» уральские месторождения, — отмечает один из авторов статьи руководитель центра природопользования и геоэкологии ИЭ УрО РАН д-р геол.-минерал. наук Александр Семячков. — При этом содержание никеля в рудах, добываемых «Норникелем» на Кольском полуострове и Таймыре, примерное такое же, как и у нас, а условия там гораздо хуже. На Урале присутствует вся необходимая инфраструктура, и климат отличается большей мягкостью.
Действительно, до недавнего времени на Урале функционировало несколько крупных производств, выпускающих никель. Это комбинат «Южуралникель», который разрабатывал Буруктальное и Сахаринское месторождения, располагавшиеся соответственно в Оренбургской и Челябинской области. Ценный металл в макрорегионе также производили еще два комбината — «Режникель» и «Уфалейникель», которые вместе входили в один холдинг и вели разработку крупного Серовского месторождения. Из-за убытков, применения устаревших технологий, небольшого содержания никеля в рудах и неблагоприятной рыночной конъюнктуры все упомянутые предприятия в разные годы закрылись.
Авторы попытались обосновать возможность нового этапа освоения относительно бедных силикатных никелевых руд Среднего Урала. Кроме Серовского месторождения, в исследование вошли Кунгурское и Парушинское месторождения, расположенные недалеко от Дегтярска и Полевского соответственно. В технико-экономической оценке месторождений были учтены объемы разведанных запасов, содержание и процент извлечения металла, производственная мощность предприятий, средняя и общая годовая стоимость продукции при ее реализации. Выступая за рациональную и комплексную разработку месторождений, авторы оценили еще и объемы попутных минеральных отходов, представленных в основном щебнем и песком, которые могут использоваться для производства строительных материалов. Дальнейшие расчеты с учетом капитальных и текущих затрат показали высокую потенциальную рентабельность себестоимости продукции месторождений, при этом наибольшая оказалась на Серовском — 185%. Ожидается, что срок окупаемости капитальных вложений во всех трех случаях не превысит одного года.
Расчеты показывают, что проект добычи и переработки руды на указанных месторождениях сохраняет устойчивость даже при увеличении инвестиционных и эксплуатационных затрат более чем на 20%. Иная ситуация складывается, если учесть зависимость от цены на никель и никелевую руду. В расчетах заложена цена металла в 24 330 долларов за тонну, и снижение этого показателя более чем на 20% делает отработку месторождений нерентабельной. Сегодня на глобальной рынке никеля, как отмечают некоторые эксперты, наблюдается крайне высокая волатильность, с чередованием падений и взлетов. Начиная с октября прошлого года никель на Лондонской бирже металлов торгуется ниже критичной для Урала отметки.
— Полагаю, что это вызвано тем, что кто-то из игроков «выбрасывает» на рынок значительное количество сырья, — говорит Александр Иванович. — Но в целом я считаю, что спрос на никель будет расти, потому что это один из самых главных легирующих металлов. К слову, я недавно вернулся из Китая, и там, по признанию коллег, на никель наблюдается крайне высокий спрос.
Глобальный рост спроса на никель подтверждает и Международное энергетическое агентство. В его недавнем докладе отмечается, что потребность мира в этом металле к 2040 году достигнет 6 238 килотонн, что в два раза выше показателя 2023 года.
Подробнее читайте: Семячков А. И., Балашенко В. В. (2024). Оценка экономических и экологических условий для эффективного освоения силикатных никелевых руд месторождений Среднего Урала. Экономика региона. 20(1), 205–217.
Павел Киев