Директор Челябинского филиала Института экономики УрО РАН канд. экон. наук Дмитрий Плетнев принял участие в XI Международной научно-практической конференции «Интеллектуальная инженерная экономика и Индустрия 5.0» (ECOPROM-2024). Мероприятие прошло на площадке Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, г. Санкт-Петербург.
Дмитрий Александрович выступил с пленарным докладом, подготовленным в соавторстве с сотрудниками филиала Артёмом Ужеговым и Ольгой Гончаровой на тему «Противоречия развития цифровой экономики в России: анализ и способы разрешения». В своем выступлении Дмитрий Александрович отметил, что, несмотря на обширное количество исследований в области цифровой экономики, базовые противоречия, особенно в политэкономическом контексте, зачастую остаются нераскрытыми. Исследователи, как правило, фокусируются на трудностях цифрового перехода и путях их преодоления, но редко рассматривают глубинные противоречия, которые в действительности определяют развитие цифровой экономики.
Основываясь на диалектическом понимании природы, противоречий Дмитрий Плетнев выделил основные, которые сопровождают развитие цифровой экономики и требуют особого внимания:
1) Противоречие концентрации развития цифровых технологий. Возникает внутри процесса развития цифровой инфраструктуры между его высокими темпами в крупных городах и агломерациях и кратно более низкими – в отдаленных, периферийных районах. Это приводит к неоправданному усложнению некоторых административных процедур для жителей удаленных районов, снижает их удовлетворенность от взаимодействия с государственными и муниципальными органами, повышает риски мошенничества в ИТ-сфере.
2) Противоречие рынка труда специалистов для цифровой экономики. Возникает между высоким спросом на высококвалифицированных ИТ-специалистов и недостаточным их предложением на рынке труда. С одной стороны, цифровая экономика быстро растет и требует большого числа специалистов, с другой стороны, национальная система образования не успевает подготовить достаточное количество специалистов с соответствующей квалификацией, что создает напряжение на рынке труда и снижает среднюю производительность труда работников ИТ-сектора.
3) Противоречие качества образования для цифровой экономики. Возникает в процессе образовательной деятельности, между высоким спросом на качественные образовательные услуги в сфере цифровой экономики со стороны хозяйствующих субъектов и недостаточными ресурсами для массового предоставления таких услуг. Это приводит к диспропорциям в системе набора абитуриентов и выпуска в пользу IT.
4) Противоречие нормативно-правовой базы и практики правоприменения. Возникает в правовой системе государства между быстрыми темпами внедрения и изменения цифровых технологий (объекта для регулирования) и медленной реакцией на это законодателей и органов, отвечающих за правоприменение. С одной стороны, цифровые технологии требуют детализированной правовой регламентации для обеспечения их безопасного использования и интеграции в экономические процессы, с другой стороны, законодательство в этой области зачастую не успевает адаптироваться к технологическим изменениям, что создает правовые «лакуны», особенно в вопросах защиты данных и цифровой безопасности.
5) Противоречие цифрового суверенитета. Возникает между защитой от внешних угроз и риском технологической изоляции. Противоречие развития цифрового суверенитета заключается в стремлении государства создать независимую цифровую инфраструктуру, которая защищает от внешнего вмешательства и киберугроз. Однако это может привести к «самоизоляции» от мировых технологических трендов и новейших цифровых технологий. С одной стороны, такая модель обеспечивает контроль и безопасность, с другой – ограничивает доступ к передовым разработкам и снижает конкурентоспособность на мировом рынке.
6) Противоречие замещения потребности в естественном интеллекте искусственным. Появляющиеся программные продукты и аппаратные мощности, позволяющие реализовывать функции «искусственного интеллекта», выступают триггером структурных изменений как в экономике, так и в потребности в кадрах и рабочих функциях. Стремление сделать свою компанию более «интеллектуальной» за счет использования роботизированных колл-центров, юридических, бухгалтерских и прочих служб не только лишает работы компетентных специалистов, но и заводит фирмы в ловушку иллюзии того, что их процессы на самом деле более интеллектуальные, чем прежде. В долгосрочной перспективе такой сдвиг может привести к деинтелликтуализации как производства, так и сервисного обслуживания за счет упрощения алгоритмов работы.
”Острота выявленных противоречий обусловлена тем, что цифровизация сегодня происходит не эволюционным, а форсированным путем: её внедрение активно стимулируется в самых различных сферах. Эта интенсивная цифровизация, без должного учета социальных и экономических последствий, неизбежно обостряет выявленные противоречия, что, в свою очередь, оказывает негативное воздействие на устойчивое и равномерное социально-экономическое развитие страны.
Дмитрий ПлетневДиректор Челябинского филиала ИЭ УрО РАН, канд. экон. наук
Дмитрий Александрович предлагает избрать сбалансированный подход к развитию цифровой экономики, при котором будет сохранена возможность детального анализа и разрешения возникающих противоречий. Важным шагом в данном направлении может стать переход от повсеместного и ускоренного внедрения цифровых технологий к их апробации в ключевых, приоритетных с точки зрения национальной безопасности секторах, а также на специально выделенных пилотных площадках, таких как территории опережающего развития и «цифровые песочницы». Это позволит создать условия для поэтапного внедрения цифровых технологий, извлечь максимальную пользу от этого процесса и минимизировать соответствующие риски.