В России давно наблюдается низкий уровень рождаемости, имеющий устойчивую тенденцию к еще большему падению. Эффект от масштабных мер по материальной поддержке семей с детьми, кажется, пока ощутим слабо. Ученые Института экономики УрО РАН вместе с коллегой из Москвы попытались разобраться, какие социально-экономические факторы сильнее всего влияют на рождаемость и на чем должны быть сосредоточены основные усилия государства. Результаты исследования опубликованы в журнале «Уровень жизни населения регионов России».
«Нынешняя демографическая политика ориентируется прежде всего на материальные стимулы, — отмечает одна из авторов статьи руководитель центра исследований социоэкономической динамики ИЭ УрО РАН д-р экон. наук Ольга Козлова. — Предпосылкой для этого стал не слишком высокий уровень жизни населения, который снижался еще больше с каждым рожденным в семье ребенком. Вместе с тем постепенно приходит понимание, что только такого рода стимулы (материнский капитал, материальная поддержка многодетных семей, льготная ипотека и т.п.) недостаточны в современных условиях, несмотря на положительное действие этих мер в целом. Сейчас время, когда усиливается внимание к проблеме повышения рождаемости в разных направлениях».
Исследователи проследили корреляцию между социально-экономическими показателями регионов и суммарным коэффициентом рождаемости (СКР) как в целом, так и по очередности рождений, опираясь на данные Росстата. Из первоначальных 57 индикаторов был выделен 31 наиболее значимый, включая один субъективный — среднее желаемое число детей. Наряду с СКР в качестве результирующего показателя использовалось также среднее число рожденных детей у 40-44-летних женщин. Эта цифра, как предполагается, менее подвержена ситуативным колебаниям, поскольку упомянутая когорта близка к завершению своего репродуктивного периода.
Далее путем построения регрессионных зависимостей методами машинного обучения была рассчитана степень влияния различных социально-экономических факторов на рождаемость в российских регионах. Аналогичная работа была проведена и по 13 показателям субъективной оценки условий жизни, которые отобраны из соответствующей базы Росстата.
В результате выяснилось, что на рождаемость при моделировании для СКР наибольшее влияние оказывают финансовое положение (33,6%), доступность инфраструктуры образования (26,5%) и обеспеченность жильем (17,5%). Иная картина предстает при построении регрессии с акцентом на среднее число детей у женщин в возрасте 40-44 лет. В этом случае преобладающим фактором становится потребность в детях(56,2%), следом со значительным отставанием идут факторы труда и благосостояния (15,8% и 10,8% соответственно). Кроме того, исследователи установили факторы, являющиеся наиболее существенными в зависимости от очередности рождения ребенка: для первых детей — общая динамика экономического развития региона (33,8%), для вторых — доступность инфраструктуры образования (37,8%), для третьих и последующих — обеспеченность жильем (49,4%).
Среди субъективно оцениваемых факторов, влияющих на число рожденных детей, лидирует потребность в детях (70,8%). Значимую роль еще играет и то, как население определяет уровень своего благосостояния (11,1%), ситуацию в экономике в целом (7,6%), стабильность и доступность трудоустройства (4,2%). Если же сместить ракурс с числа рожденных детей на показатель СКР, то наибольшее субъективное факторное воздействие будут оказывать потребность в детях (38,4%) и благосостояние (33,3%).
Авторы статьи, основываясь на полученных результатах, предлагают дифференцированный подход к стимулированию рождаемости. Семьям, которые хотели бы родить первого ребенка, необходимо помочь не откладывать это решение. В отношении вторых рождений результативно было бы развивать социальную инфраструктуру. А для поддержки третьих и последующих рождений более значимой стала бы материальная помощь. Также исследователи обращают особое внимание на необходимость повышения потребности в детях, признавая, впрочем, что работа с ценностными ориентациями населения не так проста и вряд ли может дать быстрые результаты.
«Это довольно сложный вопрос, поскольку потребность в детях связана с ментальным уровнем человека. Эта потребность закладывается самой природой и в дальнейшем формируется в семье, — говорит Ольга Анатольевна. — Начинать нужно с раннего возраста. Возьмем, к примеру, игрушки. Как можно сформировать у девочки потребность в детях, если ее мама предпочитает покупать ей куклу Барби, а не куклу-ребенка? Еще могут помочь беседы в детском саду и школе о семье, семейные конкурсы, выставки и т.п. Подвижки в этом направлении есть, и в нынешний год, год семьи, очень много таких мероприятий проводится».
Подробнее читайте: Козлова О. А., Макарова Н. М., Архангельский В. Н. (2024). Методический подход к оценке факторного влияния на рождаемость в России. Уровень жизни населения регионов России. 20(1), 76–90.
Павел Киев