Кризисы, участившиеся за последние годы во всем мире, заставляют государства оперативно менять свои финансовые потоки для поддержки экономики. Какой опыт в этой области накопила Россия и как в периоды нестабильности трансформируется структура консолидированного бюджета регионов, выяснили сотрудники центра экономической безопасности Института экономики УрО РАН. Результаты их исследования опубликованы в журнале «Вестник Сургутского государственного университета».
Первые десятилетия XXI века ознаменовались несколькими глобальными финансово-экономическими потрясениями: энергетический кризис 2003–2009 годов, связанный с галопирующим ростом цен на нефть, ипотечный кризис в США в 2007–2008 годах, ударивший в итоге по всему миру, дестабилизация экономики и рынка энергоресурсов в начале 2020-х годов, связанная с эпидемией коронавируса и обострением российско-украинского конфликта. Вдобавок в этот период отдельные страны столкнулись с собственными локальными финансовыми и экономическими затруднениями.
В подобных ситуациях правительства для стабилизации экономики нередко прибегают к корректировке фискальной политики, меняя, в частности, структуру и объем государственных расходов. Это подтверждает и анализ динамики бюджетных показателей РФ и ее субъектов за 2005–2022 годы, показавший, что в периоды кризисов расходная часть бюджета превалирует над доходной.
«Это часть так называемой дискреционной бюджетной политики, заключающейся в намеренном изменении налогов и объема государственных расходов для поддержки экономики, — говорит одна из авторов статьи старший научный сотрудник центра экономической безопасности ИЭ УрО РАН кандидат экономических наук Анастасия Судакова. — До Великой депрессии 1930-х годов было принято стремиться к бюджетному профициту: государство должно было тратить не больше того, что оно заработало. Но с наступлением масштабного кризиса этот подход не сработал, и все сферы начали рушиться. Тогда английский экономист Джон Кейнс предложил увеличить государственные расходы, допуская бюджетный дефицит и рост госдолга».
Анализ консолидированного бюджета субъектов РФ, сводящего воедино бюджет отдельного региона и бюджеты нижестоящих муниципалитетов, позволил исследователям выделить группы регионов по соотношению бюджетных доходов к численности населения и доле налоговых поступлений, однако далее такие укрупненные кластеры не проявили явных различий в структуре бюджета. Более того, обнаружилось, что в период кризисов расходная часть консолидированных бюджетов регионов также меняется по большей части в русле одной общей тенденции: снижаются затраты на образование и здравоохранение, но при этом увеличиваются расходы на социальную политику как в процентном соотношении, так и в сопоставимых ценах 2005 года на душу населения.
Вместе с тем различия в стратегиях расходования средств регионами становятся более заметны в зависимости от того, насколько их консолидированные доходы формируются за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета. В дотационных регионах наблюдается значительный рост расходов на социальную политику на душу населения в сопоставимых ценах — на 70% в 2021 году к уровню 2010 года. У богатых субъектов Федерации, таких как, например, Москва, Татарстан и Свердловская область, траты по этому направлению увеличились чуть более скромно, на 40%. В то же время регионы-доноры демонстрируют рост расходов на здравоохранение (на 27% в 2022 году по отношению к 2010 году), что в принципе не отмечается среди дотационных субъектов.
«Несмотря на то, что дотации и субсидии из федерального бюджета выделяются без обозначения целей, тратятся они регионом в соответствии со своими полномочиями и, конечно, направляются в первую очередь в социальную сферу. Расходы же на здравоохранение коррелируют с численностью населения и формируются от отчислений с заработной платы, что и предопределяет успехи богатых субъектов Федерации», — отмечает Судакова.
По ее словам, в кризисные периоды финансово самостоятельные регионы несут значительно большие риски, потому что их доходы напрямую зависят от ситуации на потребительском рынке и производстве. Дотационные же регионы менее подвержены такого рода колебаниям. «Впрочем, иная ситуация складывается после 2022 года: сейчас наибольшую мощь и финансовую независимость приобретают те регионы, в которых имеются крупные предприятия военно-промышленного комплекса», — добавляет Анастасия Евгеньевна.
Подробнее читайте: Судакова А. Е., Агарков Г. А. (2024). Бюджет России и нестабильность экономики XXI века. Вестник Сургутского государственного университета. 12(1), 64–73.
Павел Киев