Skip to main content
search
Новости

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ

By 15.01.202330 января, 2023No Comments

Сотрудниками Института экономики УрО РАН проведено исследование по выявлению проблем обеспечения технологического суверенитета РФ на территории Уральского федерального округа.

Сегодня по большинству товаров обрабатывающих производств высокого уровня технологичности Россия имеет критичную с точки зрения обеспечения хозяйственного суверенитета зависимость от зарубежных производителей. Так, в станкостроении РФ доля импортного оборудования и комплектующих составляет свыше 90 %, в тяжелом

машиностроении и в производстве медицинской техники – порядка 80 %. Коэффициент покрытия экспортом импорта по внешней торговле компьютерами составляет 3,13 %, телефонами – 3,93 %, токарными станками – 4,6%, обрабатывающими центрами для машиностроения – 1,6 %, лекарствами – около 10 %.

Общей проблемой регионов УрФО является постоянное снижение доли средств, направляемых на модернизацию и реконструкцию производств в общем объеме инвестиций в основной капитал. В целом по УрФО она снизилась с 17,5 % в 2005 г. до 12,8 % в 2020 г. При этом в структуре этих затрат по всем регионам УрФО, за исключением Тюменской области без автономных округов, наблюдается резкое снижение доли инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства.

Анализ состояния технологического суверенитета по отраслевым и технологическим направлениям позволил выделить основные проблемы:
1. Недооценка уровня угроз, которые представляет достигнутая степень технологической отсталости российских производств для экономической безопасности и перспектив социально-экономического развития страны, недостаточно внимание государства улучшению общего предпринимательского климата и формированию предпосылок для становления новых высокотехнологичных производств, ориентированных на освоение технологий V и VI технологических укладов.
2. Отсутствие анализа «неуспеха» как уже реализованных с 2014 года проектов по импортозамещению, так и причин того, почему, несмотря на имеющийся потенциал импортозамещения, такие проекты не были реализованы до февраля 2022 года, с учетом долгосрочной стратегии технологического развития.
3. Изменение рынков, на которых действуют отечественные предприятия, релокация российских и иностранных предприятий, масштабные структурные сдвиги в цепочках создания стоимости, что приводит к изменению конкурентной среды на рынках, снижению конкурентоспособности отечественных предприятий.
4. Снижение качества человеческого потенциала (особенно в отдельных отраслях), недостаточная согласованность стратегии развития профессионального образования всех уровней с потребностями экономики и изменениями на рынке труда для обеспечения технологического суверенитета.
5. Технологическое эмбарго препятствует созданию производств, обеспечивающих технологический суверенитет, вызывает ряд критических проблем с техобсуживанием, соблюдением техстандартов, что приведет к снижению конкурентоспособности российской экономики. Технологический задел, который раньше считался неконкурентоспособным, а создаваемые на его основе производства — неприоритетными для российской экономики, теперь имеют перспективы быть задействованными. Часто экономически неоправданно реализовывать широкий круг проектов по выпуску необходимой продукции в короткие сроки и не на самой современной технологической базе. Такие процессы способствуют упрощению российской экономики (и производственного сектора), созданию неконкурентоспособных производств.
6. Низкая эффективность госполитики импортозамещения, связанная с попытками «фронтального импортозамещения» превалированием краткосрочных целей над долгосрочными, искажение рыночных механизмов, отсутствие механизмов согласования промышленной, научной и образовательной политики при решении проблем преодоления технологической отсталости, отсутствие общей стратегии снижения импортозависимости по продуктам и технологиям V и VI технологических укладов, преимущественная ориентация при разработке мер по снижению импортозависимости на со-хранение сложившейся структуры производства.
7. Недостаточный объем государственного финансирования отечественной науки, поддержки инновационных процессов и процессов коммерциализации результатов НИОКР, отсутствие механизмов трансфера новых знаний и технологий из науки в производство, адекватных российским условиям и др.

Сотрудниками Института предложены меры по обеспечению технологического суверенитета Российской Федерации с использованием научно-производственного потенциала субьектов РФ в пределах УрФО.

Close Menu