Государственная политика технологического суверенитета в современной России играет ключевую роль в достижении национальных целей развития. Она направлена на создание условий для разработки и внедрения отечественных наукоемких технологий, сокращение зависимости от внешних поставщиков технологических решений и укрепление научно-технологического потенциала страны и производственной базы. Как формируются институциональные и правовые рамки реализации такой политики, раскрыто в статье, опубликованной в журнале AlterEconomics.
Творческий коллектив под руководством зам. директора Института экономики УрО РАН член-корр. РАН Виктории Акбердиной провел исследование, в котором на основе анализа эволюции государственной политики технологического суверенитета РФ систематизировал существующие ключевые понятия и правовые рамки, необходимые для его обеспечения.
Рисунок — Эволюция государственной политики технологического суверенитета РФ
Исследователям удалось выявить следующие особенности российского технологического суверенитета:
- технологический суверенитет России основывается на формирующихся концептуальных принципах, однако постоянные уточнения и расширения понятия «технологический суверенитет» в официальных документах, добавление новых форм его реализации создают институциональную нестабильность, затрудняя долгосрочное планирование и эффективное воплощение этих принципов;
- промышленная политика является основным инструментом государства для достижения технологического суверенитета;
- для достижения технологического суверенитета необходимо продолжить развитие нормативно-правовой базы, разрабатывая также четкие параметры и критерии для оценки прогресса и эффективности реализации государственной политики обеспечения технологического суверенитета.
Сотрудники центра структурной политики Института экономики УрО РАН канд. экон. наук Екатерина Потапцева и Алена Пономарева разработали базовые принципы государственной политики технологического суверенитета: независимости и самодостаточности; инновационного развития; защиты данных; адаптивности; сбалансированного регулирования, способствующего развитию технологий, но не ограничивающего конкуренцию. Авторский коллектив, опираясь на эти принципы, рекомендует сфокусировать государственную политику технологического суверенитета России на следующих важных направлениях ее развития:
- контроле над критическими технологиями, направленном на защиту и развитие наукоемких технологий, обеспечивающих национальную безопасность и технологическую независимость страны;
- интеграции научных и промышленных ресурсов, заключающейся в координации различных секторов экономики для эффективного использования национального научного, промышленного и технологического потенциала;
- системном подходе к реализации государственной политики, в соответствии с которым технологический суверенитет должен рассматриваться как часть общего национального развития, требующего комплексного планирования и межведомственного взаимодействия.
Предложенные направления реализации государственной политики технологического суверенитета, по мнению коллег, позволят создать условия для адаптации к геополитическим вызовам, минимизировать риски и повысить технологическую конкурентоспособность России на мировой арене, сохраняя лидерские позиции в стратегически важных отраслях промышленности.
Подробнее: Потапцева, Е. В., Акбердина, В. В., Пономарева, А. О. (2024). Концепция технологического суверенитета в современной государственной политике России. AlterEconomics, 21(4), 818–842.