Skip to main content
search
Новости

ТРАНСПОРТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

By 08.11.2023No Comments

8 ноября 2023 г. в Институте экономики УрО РАН состоялся семинар, на котором с основным докладом выступил экономист Центра стратегического развития территорий Василий Упоров.

Организатором семинара выступил Центр стратегического развития территорий Института экономики УрО РАН, модератором – руководитель Центра стратегического развития территорий, канд. экон. наук, доцент Екатерина Захарчук.

Василий Евгеньевич рассмотрел проблему транспортного планирования в Российской Федерации в целом и в муниципальных образованиях Свердловской области – в частности, а также рассказал о зарубежных практиках в этой сфере. В докладе приведен исторический экскурс и анализ нормативно-правовой базы развития стратегического планирования в Российской Федерации. Органы местного самоуправления получили возможность разработки планов и программ социально-экономического развития начиная с 1995 года, на текущий момент данную область регулирует Федеральный закон № 172-ФЗ от 28 июня 2014 года «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Результаты исследования показали, что стратегическое планирование социально-экономического развития муниципальных образований проработано недостаточно глубоко, а разработка методических рекомендаций в сфере разработки стратегий местных сообществ отдана на откуп региональным властям. Однако качество рекомендаций изменяется от региона к региону, и, наряду с «системными» несовершенствами, вызванными недостаточной разработанностью методической базы и (или) проблемными положениями Закона № 172-ФЗ, в документах стратегического планирования отмечаются ошибки, допущенные «по небрежности», которые свидетельствуют о неполной выверенности и согласованности текстов стратегии и плана мероприятий по ее реализации.

Согласно методическим рекомендациям по разработке и корректировке стратегий социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плану мероприятий по ее реализации, отдельно рекомендуется разрабатывать подразделы по основным инфраструктурам — транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной, в том числе с учетом прогноза потребности в развитии отдельных видов инфраструктур на долгосрочный период. Однако в региональных методических рекомендациях для муниципальных образований планирование по основным инфраструктурам предлагается выполнять в виде приоритетных стратегических проектов развития муниципального образования. При этом транспортные стратегии как отраслевые документы фокусируются на федеральном и региональном уровнях планирования. Таким образом, на уровне муниципальных образований транспортное планирование осуществляется только в рамках направлений стратегий социально-экономического развития, а также в региональных транспортных стратегиях в рамках реализации отдельных проектов.

В итоге сделан вывод, что зарубежные концепции, в том числе которые идут «сверху вниз», детально рассматривают интересы муниципальных образований и их ключевые направления развития. В России, в свою очередь, подход директивный, поэтому муниципалитеты выстраивают своё транспортное планирование, подгоняя его под федеральные и региональные требования, и реализуют свои интересы по остаточному принципу.

Научный семинар проходил в смешанном формате – в очном и в дистанционном режимах. В его работе приняли участие более 20 экспертов – представители Института экономики УрО РАН, в том числе Курганского филиала; Уральского федерального университета им. первого Президента России; Уральского государственного горного университета; предприятий реального сектора.

В дискуссии активно принимали участие сотрудники Института экономики УрО РАН д-р экон. наук И.М. Голова, д-р экон. наук В.С. Бочко, канд. экон. наук Е.А. Захарчук, канд. экон. наук А.Ф. Пасынков, А.А. Бычкова, А.В. Мельников, А. В. Трынов.

Close Menu