Активные жители при должной самоорганизации могут участвовать в местном самоуправлении. Благоустроенный двор — понятный и видимый результат усилий таких инициативных людей, но может ли их деятельность привести к большим экономическим и управленческим эффектам для мунипалитета? Таким вопросом задались сотрудники Пермского филиала Института экономики УрО РАН. Результаты их исследования опубликованы в журнале «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз».
Широко известно, что некоммерческие организации создаются для осуществления общественно полезной деятельности, в том числе они могут заниматься самоорганизацией жителей определенной местности для решения локальных проблем. Российское законодательство для этих целей предусматривает особую форму НКО — территориальное общественное самоуправление (ТОС). Согласно данным совместного мониторинга Общенациональной ассоциации ТОС и Министерства юстиции РФ, в 84 регионах страны сегодня насчитывается более 34,8 тыс. организаций такого типа. Пермский край считается одним из лидеров по уровню активности населения и динамике создания ТОС. Их количество в регионе достигло 647, из них 110 действуют в краевом центре — городе Пермь.
— Наиболее активно ТОС участвуют в благоустройстве территорий: они, как правило, осуществляют независимый общественный контроль за работами подрядчиков, которые, допустим, делают площадку во дворе дома, — рассказывает один из авторов статьи младший научный сотрудник Пермского филиала ИЭ УрО РАН Михаил Мухин. — ТОС также могут выступать связующим звеном между населением и местными органами власти, принимать участие в подготовке планов развития территорий. Более того, если речь идет о зарегистрированных организациях такого типа, то они могут привлекать средства из различных грантовых фондов на проекты по благоустройству. В Пермском крае, например, есть конкурс инициативного бюджетирования, и там большая часть участников как раз являются ТОС.
Специфика ТОС предопределяет их включенность в систему муниципального менеджмента. Ее участников объединяют общие интересы и цели: развитие территории, удовлетворение потребностей местного населения и повышение уровня его благосостояния. НКО в таком контексте может вступать во взаимодействие с другими субъектами муниципального управления и обмениваться с ними практиками, технологиями работы и ресурсами.
Авторы статьи решили выяснить, отражается ли такая активность некоммерческих организаций на эффективности системы муниципального менеджмента в целом? Для этого они разработали соответствующую методику оценки и апробировали ее на ТОС Перми. В июне-августе 2023 г. был проведен экспертный опрос 85 руководителей таких организаций. Им предлагалось оценить по 10-бальной шкале ряд утверждений, отражающие основные характеристики взаимодействия НКО в системе муниципального менеджмента. Результаты опроса позволили выделить четырнадцать индикаторов, которые далее были использованы в моделировании структурными уравнениями (SEM), позволившем выявить и проанализировать взаимосвязи отдельных компонентов.
Главным образом моделирование показало, что деятельность НКО как напрямую, так и косвенно, через процессы сетевого взаимодействия с субъектами муниципального управления, имеет устойчивую и значимую взаимосвязь с развитием территории. И это позволяет с большей уверенностью утверждать, что кооперационная активность ТОС приводит к весомым экономико-управленческим эффектам, влекущим за собой повышение эффективности системы муниципального менеджмента и рост муниципальной экономики. Вместе с тем авторы не без сожаления признают, что для большинства ТОС до сих пор свойственна обособленность и низкая степень участия в проектах сетевого взаимодействия.
— Если смотреть на многолетнюю динамику, можно заметить, что ситуация все же меняется: вовлечение ТОС в муниципальное управление растет, — говорит Михаил Александрович. — И это тенденция имеет долгосрочную перспективу с учетом поддержки со стороны федеральных властей, Общероссийского конгресса муниципальных образований и Общенациональной ассоциации ТОС. Более того, сегодня вся система госуправления движется в сторону клиентоцентричности, партисипативного подхода в работе, и использование для этого потенциала ТОС может быть весьма полезным.
Подробнее читайте: Мухин М. А., Урасова А. А. (2024). Оценка взаимодействия некоммерческих организаций с системой муниципального управления. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 17(3), 226–241.
Павел Киев