Skip to main content
search
Новости

МОДЕРНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ РОССИИ

By 06.11.2024No Comments

Заведующая сектором социальных инноваций Института экономики УрО РАН д-р экон. наук Ирина Голова считает, что решение задачи достижения технологической независимости РФ и создания новых рынков по ряду ключевых направлений развития техники и технологий (Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации…» от 07.05.2024 г.) требует пересмотра методологии и практики управления инновационными процессами в России.  

Прежде всего, необходимо перейти к широкому пониманию инновационной политики как политики преобразования социально-технических систем. Ирина Марковна отмечает, что в системе государственного управления у нее должна быть своя миссия, существенно отличающаяся от миссий научно-технической и промышленной политики: сохранение и развитие способности общества к инновационным изменениям как важной составляющей обеспечения устойчивости роста и повышения технологической независимости страны.

«Инновационная политика должна приобрести относительную самостоятельность и начать играть реальную роль драйвера социально-экономического роста за счет создания благоприятных условий для развития инновационного потенциала общества и его использования для комплексного преобразования социально-технических систем в интересах укрепления перспектив устойчивого развития страны (региона) на долговременной основе».

Ирина ГоловаЦентр стратегического развития территорий, д-р экон. наук

По мнению Ирины Марковны, удовлетворительное решение проблемы обеспечения технологического суверенитета РФ может быть достигнуто только при переходе на политику комплексного инновационного преобразования социально-технических систем, т. к. получить значимые результаты по глубоким технологическим инновациям при практическом отсутствии отечественных бизнесов, способных по технологическому уровню материально-технической базы и кадровому составу достойно их реализовать, не представляется возможным.

Переход к инновационной политике преобразующего типа требует отказа на государственном уровне от экспортоориентированной ресурсно-сырьевой модели развития как бесперспективной для России, признания за инновациями роли драйвера социально-экономического роста и соответствующего повышения статуса инновационной политики в системе государственного управления.

В качестве приоритетных направлений реализации инновационной политики данного типа в интересах формирования предпосылок для обеспечения технологической независимости страны, наш эксперт определил:

  • инновационное импортозамещение. Цель: создание конкурентоспособной на внутреннем и мировых рынках импортозамещающей высокотехнологичной продукции с высокими потребительскими свойствами, переход на автоматизированные цепочки создания изделий;
  • улучшение здоровья для всех. Цель: создание современной, легко доступной для всех системы здравоохранения, подключенной к цифровым технологиям, обеспечение персонализированной и профилактической медицинской помощи;
  • запуск экономики замкнутого цикла. Цель: сокращение образования отходов в экономике и их рекуперация, переход на энерго- и ресурсосберегающие технологии, внедрение технологий переработки и вторичного использования накопленных отходов, систем глубокой очистки воды и стоков;
  • строительство завтрашнего дня. Цель: создание строительных и конструкционных материалов с улучшенными свойствами, технологий быстрого возведения сооружений, интеллектуальных энергетических решений для зданий;
  • поддержку низкоуглеродной энергетики. Цель: повышение использования возобновляемых источников энергии и тепла, низкоуглеродного и безуглеродного транспорта, создание экономичных накопителей энергии.

Данные направления должны быть учтены в реалистичной стратегии инновационного обеспечения технологической независимости России.

Подробнее читайте: Голова, И. М. (2024). Теоретические основы модернизации инновационной политики России для обеспечения технологической независимости. AlterEconomics, 21(3), 431–451. https://doi.org/10.31063/AlterEconomics/2024.21-3.1

Close Menu