Свердловская область является одной из наиболее привлекательных территорий для приема трудовых мигрантов из зарубежных стран в связи с относительно высоким уровнем экономического развития, наличием вакансий и активных национальных диаспор из основных стран исхода трудовых мигрантов. Так, в 2022 году область занимала 7-е место среди российских регионов по объему международной миграции, при этом численность прибывших иностранных мигрантов на территорию области составила более 17,5 тыс. человек.
Основными странами-донорами трудовых ресурсов для региона выступают Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Республика Кыргызстан. Структура миграционных потоков ежегодно меняется, что служит посылом для регулярного мониторинга трудовой миграции.
Институт экономики УрО РАН в марте-мае 2023 г. впервые провел опрос мигрантов из стран Центральной Азии в Свердловской области и городе Екатеринбурге. Доля респондентов составила 59% (Республика Таджикистан), 23% (Республика Узбекистан) и 17% (Республика Кыргызстан). Творческий коллектив под руководством д-ра экон. наук Ольги Козловой использовал методы прямого и опосредованного интервьюирования иностранных граждан. Прямое интервьюирование проводилось в мечетях городов Свердловской области и на территории универсального миграционного центра в городе Екатеринбурге; опосредованное — при помощи онлайн-опроса на Интернет-платформе Google Forms через размещение ссылок на прохождение анкетного опроса в группах национальных диаспор и землячеств Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, действующих на территории Свердловской области и в городе Екатеринбурге.
В результате канд. экон. наук Наталья Неклюдова и канд. экон. наук Елена Бедрина выявили следующие характеристики и особенности поведения мигрантов на рынке труда Свердловской области: высокая доля выходцев из Республики Таджикистан, сокращение доли лиц со специальным профессиональным образованием; высокая занятость низкоквалифицированных работников и лиц со средним уровнем образования в строительстве; рост доли занятых в промышленном секторе (прежде всего, в связи с ростом натурализации) и др. Также отмечены рост активности женщин и молодежи из стран Центральной Азии, а также доли выходцев из Республики Таджикистан на российском рынке труда; диверсификация каналов поиска работы и трудоустройства в различных сферах экономики, начиная от сферы жилищно-коммунальных услуг, торговли, промышленных предприятий и заканчивая образованием, медициной, наукой, см. рис.
Рис. Распределение по сферам занятости мигрантов в гендерном и страновом разрезе, % (источник: составлено авторами на основании проведенных ими опросов)
Факторами адаптации мигрантов к условиям регионального рынка труда можно считать знание русского языка, родственные связи, получение образования на территории региона, наличие официально оформленной занятости, длительность нахождения на территории России, натурализация.
Ольга Козлова, Наталья Неклюдова и Елена Бедрина пришли к выводу о том, что несмотря на рост студенческой и семейной миграции, международная миграция в Свердловскую область продолжает носить трудовой характер. В этой связи актуальными остаются вопросы официального трудоустройства международных мигрантов. Для решения данной проблемы, необходимо дальнейшее совершенствование механизма получения заинтересованными органами государственной власти информации о пребывании иностранных граждан на территории Российской Федерации на основе биометрических технологий идентификации личности, а также их перемещении по территории страны. Этому может помочь формирование единой базы данных и постоянный мониторинг информации о трудовых мигрантах и членах их семей.
Подробнее о результатах социологического опроса: Бедрина, Е. Б., Неклюдова, Н. П., Козлова, О. А. (2024). Мигранты из стран Центральной Азии на рынке труда Свердловской области в зеркале социологического исследования. Экономика региона, 20(1), 135-149. https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2024-1-9