Несмотря на то, что для привлечения молодежи в науку, ее подготовки и удержания предпринимаются значительные усилия, результаты этих усилий слабо отражаются на статистике научных кадров. Руководитель Центра экономической безопасности Института экономики УрО РАН канд. экон. наук Елена Васильева в своем исследовании предположила, что исключительного акцента государственной политики на привлечении молодых ученых недостаточно для формирования потенциала научных кадров в России. Уровень вовлечения молодежи в науку зависит не только от государственных мер и мотивации самих молодых людей, но и от социально-экономического развития страны, определяющего потребность в научных кадрах и их омоложении.
Для подтверждения этой гипотезы автор исследования проанализировала факторы спроса на научные кадры, включая молодежь, и факторы предложения. В качестве факторов спроса рассматривались макроэкономические тенденции и тенденции в научно-технологической сфере. К факторам предложения научных кадров отнесены наличие рабочей силы и ее качество.
Корреляционный анализ показал, что сложившаяся динамика показателей не демонстрирует осознанного запроса со стороны экономики и общества на научные кадры, особенно молодежь. В то же время между численностью молодых исследователей и показателями факторов предложения научных кадров выявлена тесная связь. Это объясняется демографическими причинами, отсутствием эффективной системы притока молодых исследователей и ростом престижности научной сферы для построения карьеры, см. рис.
Рис. Численность исследователей по возрастным группам, тыс. чел. (источник: Индикаторы науки. URL: https://www.hse.ru/primarydata/in (дата обращения: 01.05.2023))
Результаты исследования показали, что исследователи в возрасте 20-29 лет существенно отличаются от исследователей в возрасте 30-39 лет по факторам формирования спроса на научные кадры и их предложения. Коэффициенты корреляции численности исследователей в возрасте 20-29 лет имеют близкие значения с коэффициентами корреляции численности исследователей в возрасте 60 лет и старше, что демонстрирует сходные тенденции этих возрастных групп. С одной стороны, молодые исследователи, делающие свои первые шаги в науке, нуждаются в опытных наставниках, способных создать условия для их профессиональной самореализации. Научные школы, формируемые зрелыми учеными, выступают в качестве институтов социализации для молодых ученых. С другой стороны, передача накопленного опыта и знаний молодому поколению, осуществляемая при взаимодействии со старшим поколением, обеспечивает преемственность, которая играет важную роль в развитии науки. По мнению Елены Васильевой, для комплексного решения проблемы формирования потенциала научных кадров в России важной задачей является поддержка не только молодых исследователей, но и научных школ.
Согласно полученным расчетам, значимым фактором численности ученых является финансирование науки. Среди индустриально развитых регионов в 4 субъектах РФ (Вологодская, Нижегородская, Иркутская области и Республика Башкортостан) выявлена прямая связь численности исследователей в возрасте до 39 лет с внутренними затратами на исследования и разработки, в частности с расходами на оплату труда.
По мнению автора исследования, меры по привлечению, подготовке и удержанию молодежи в науке должны быть пересмотрены с учетом выявленных особенностей, в т. ч. региональных.
Читать статью: https://www.economyofregions.org/ojs/index.php/er/article/view/537
Ознакомиться с полным выпуском номера: https://www.economyofregions.org/ojs/index.php/er/issue/view/12