Благо было и остается непреходящим предметом человеческих желаний и в этом своем качестве составляет базовую категорию обществознания. Вплоть до промышленной революции и возникновения на ее основе развитой рыночной системы хозяйства, благо и его производные — благополучие, благодеяние и др. — рассматривались, в первую очередь, как морально-этические понятия, имеющие отношение к нормативной экономике.
По мнению ведущего научного сотрудника центра экономической теории Института экономики УрО РАН д-ра экон. наук Евгения Дятела, не стоит соглашаться с тем, что «благо есть удовлетворение рационального желания», которое при «заданных разумных благоприятных обстоятельствах» приводит к честной справедливости.
Евгений Петрович обосновывает свою научную позицию, отмечая, что любой поступок влияет на имеющиеся обстоятельства, и человек, не всегда осознанно, вынужден или приспосабливаться к ним, или манипулировать чужим поведением. Даже бездействие покажется нечестным, если некто рассчитывает на определенные поступки контрагента, которые в реальности определяются его интересами, рыночной обратной связью, требованиями технологии, условиями окружающей природной и социальной среды и т. д. По этим причинам нередко обнаруживается расхождение между морально-этическими и экономическими целями человеческой деятельности.
Критерием для выбора линии поведения отдельных людей и человеческих сообществ выступают их предпочтения, которые соотносятся с имеющимися возможностями. Это соотношение может оцениваться с ординальных (порядковых) и кардинальных (количественных) позиций. Ординальные оценки распространяются на условия человеческой жизнедеятельности, которые могут быть всеобщими, общими (особенными) и единичными.
К особенным условиям Евгений Дятел относит исторически сформировавшиеся свойства и элементы человечества, без которых невозможна социализация индивидов и создаваемых ими сообществ. Ученый согласен с Дж. Роузом, что к «первичным социальным благам» применим ординальный подход, «лексикографически» определяющий предпочтения людей. Примером можно считать семейную и родовую организацию первобытного общества, определяющую условия его существования (территорию, включая ресурсы; предотвращение инбридинга, возникающего в результате близкородственных связей, и др.).
Экономические блага присваиваются посредством орудий и технологий, специфицирующих трансформационную и трансакционную деятельность человека и характеризующих его, группу индивидов или общество в целом как хозяйствующих агентов. Этой деятельности соответствует кардинальный способ измерения экономических благ, вне зависимости используются ли технологические или ценовые единицы.
Научным результатом исследования Евгения Петровича является вывод о том, что, если благо рассматривать в качестве морально-этической и экономической категории, то оно будет выражать диалектику взаимосвязи естественно возникших условий и исторически сформировавшихся факторов общественной жизнедеятельности. Всеобщим условием жизнедеятельности является Природа со своими атрибутами и элементами, обеспечивающими происхождение и существование человека; особенным — технологические и морально-нравственные принципы и правила человеческого поведения; единичные условия специфицируются в форме ограниченных ресурсов (факторов), использование которых определяет общественный характер производства, обмена и потребления экономических услуг. Кардинальное измерение последних доступно в натуральных единицах — пространства и времени, вещества и энергии, информации, различного рода естественно возникших образований, определяющих физиологические и социально обусловленные приоритеты индивидов.
Подробнее о двуединой природе блага, а также способах ее институционализации в нормативной экономике и рыночной системе хозяйства: Дятел, Е. П. (2024). Благо в системе базовых морально-этических и экономических понятий. AlterEconomics, 21(2), 413–430. https://doi.org/10.31063/AlterEconomics/2024.21-2.13