Skip to main content
search
Новости

РЕГИОНЫ-ЛОКОМОТИВЫ НОВОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

By 04.04.2024No Comments

Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Нижегородская и Свердловская области, а также еще пять других субъектов РФ потенциально могут стать первопроходцами во внедрении инновационной политики третьего поколения. К такому выводу пришла заведующая сектором социальных инноваций Института экономики УрО РАН д-р экон. наук Ирина Голова, основываясь на данных Росстата. 

Сегодня в России существует около 200 инструментов поддержки науки и инноваций, но в целом проводимую политику в этой области сложно назвать эффективной. Инновационная активность отечественных организаций в несколько раз ниже, чем в большинстве технологически развитых стран. Численность персонала, занимающегося исследованиями и разработками, за последние 30 лет сократилась почти на 40%, и лишь 5% результатов труда этих работников реально используются в экономике.

Текущая политика в этой области сосредоточена главным образом на создании высокотехнологичных малых предприятий на базе разрозненной сети научно-образовательных центров и технопарков без формирования спроса на создаваемую продукцию. В глазах государства сфера инноваций, по сути, является продолжением сферы науки и может не иметь связей с промышленным производством. Такой подход идет вразрез с актуальными мировыми тенденциями, когда весь жизненный цикл инноваций, включая процесс передачи результатов НИОКР в реальную экономику, рассматривается как неразрывный объект управления и объединения всех действий государства.

Переход на инновационную политику 3.0, контуры которой, в частности, сформулировали профессора Йохан Шот (Утрехтский университет, Нидерланды), Эдвард Штайнмюллер (Университет Сассекса, Великобритания) и Мариана Маццукато (Университетский колледж Лондона, Великобритания), позволит не только устранить фрагментарность усилий государства в этой сфере, но и увязать развитие инноваций с выполнением более масштабных задач.

— Это отход от формулы «инновации ради инноваций» и движение в сторону согласованности с целями социально-экономического развития, — поясняет Ирина Голова. — То есть мы первоначально выделяем определенные социально-экономические проблемы, оцениваем свой потенциал и возможности, а потом на этом основании выбираем те направления инновационной деятельности, которые помогут нам улучшить состояние социально-экономической среды на долгосрочную перспективу. К примеру, зная про ситуацию с системой здравоохранения, можно поставить в качестве цели для инноваций — создание решений, которые смогут обеспечить граждан точной, современной, персонализированной и, что немаловажно, доступной медицинской помощью.

В рамках перехода экономист предлагает превратить регионы в полноценные субъекты инновационной политики, обдумав в том числе возможность расширения их полномочий и бюджетных ресурсов для управления наукой и инновациями. Такая рекомендация на первых порах может быть применена к территориям с наиболее высоким уровнем развития науки и высокотехнологичных производств. Сегодня 15 субъектов РФ имеют соответствующие экосистемы, готовые к переходу на инновационную политику 3.0 (табл).

Таблица — ТОП-15 субъектов РФ по уровню готовности инновационной экосистемы к переходу на инновационную политику 3.0

Ранжирование основывалось на данных Росстата по численности занятых НИОКР, объему продукции высоко- и среднетехнологичных производств высокого уровня, а также численности студентов вузов. Окончательный рейтинг можно сократить до 10 регионов — тех, что имеют бездефицитный бюджет (выделены красным).

— Это регионы, которые сегодня по объективным показателям имеют лучший потенциал для внедрения инновационной политики 3.0, но на деле все, конечно, может сложиться несколько иначе, — подчеркивает Ирина Голова. — Окончательный круг пилотных территорий, если бы стояла задача его определить, скорее всего, формировался бы на конкурсной основе, с четкими правилами отбора и обязательным предоставлением программ развития. И тогда многое бы зависело от инициативы самих регионов: кто-то из сильных мог бы просто не захотеть участвовать, или, наоборот, отсутствующий в нашем списке убедил бы в своем потенциале.

В конечном итоге опыт обновления инновационной политики на региональном уровне с учетом всех сложностей и вариаций конкретных стимулирующих мер позволил бы, по мнению Ирины Марковны, отыскать и сформулировать наиболее эффективную модель управления инновациями для России в целом.

Подробнее читайте: Голова, И.  М.  (2024). Согласование региональных инновационных процессов с приоритетом обеспечения технико-технологической конкурентоспособности РФ. Экономика региона, 20(1), 63-75.

Павел Киев

Close Menu