Как быстрорастущие компании ведут себя в условиях кризиса и способны ли они при этом позитивно влиять на устойчивость региональной экономики, попытались выяснить ученые Института экономики УрО РАН и Челябинского государственного университета. Результаты их исследования опубликованы в журнале «Экономика региона».
Быстрорастущие компании (БРК) или, как их еще образно называют, компании-«газели» могли бы рассматриваться как источники развития и сохранения устойчивости экономики, особенно в кризисных и турбулентных условиях. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) относит к числу БРК фирмы, у которых среднегодовые темпы роста выручки в течение трех лет превышают 20%, а штат персонала в начале наблюдения составляет 10 и более работников. По оценкам различных исследователей доля «газелей» среди всей совокупности предприятий в среднем не превышает 6%, однако вместе с тем признается, что за последние десятилетия такого рода компании внесли существенный вклад в повышение экономической активности во многих странах.
”“Природа появления таких компаний различна. Средний их возраст по разным выборкам — от 10 до 14 лет, поэтому нельзя сказать, что это стартапы. В определенный момент что-то происходит, что создает у компании предпосылки к быстрому росту. Конечно, есть так называемые ортодоксальные «газели», которые растут по внутренним причинам: возникла предпринимательская искра, найден новый сегмент рынка или внедрена новая технология. Но это справедливо лишь для 30% БРК, успех остальных может определяться связью с крупной материнской корпорацией, хорошим инвестором или государством”, — говорит Дмитрий Плетнев.
Дмитрий ПлетневДиректор Челябинского филиала ИЭ УрО РАН, канд. экон. наук
Дмитрий Александрович решил вместе с коллегами выяснить, как проявили себя региональные БРК в период острой фазы глобального экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19 в 2020-2021 гг. Авторы проанализировали финансовую отчетность 11 940 компаний за период с 2016 г. по 2021 г. Среди них были идентифицированы 403 «газели», которые в соответствии с подходом ОЭСР выявлялись по данным о темпах прироста выручки за три предшествующих пандемии года. Географически исследование охватывало Челябинскую область и соседние ей регионы: Свердловскую, Курганскую и Оренбургскую области, а также Республику Башкортостан. Кроме того в выборку были включены регионы с аналогичной как у Южного Урала металлургической специализацией: Красноярский край, Вологодская и Липецкая области.
Доля «газелей» в совокупной выборке предприятий и в разрезе отдельных регионов составляет 2-4%. Наибольшая концентрация наблюдается в Оренбургской области (4,22%), а наименьшая — в Вологодской области (2,31%). Челябинская область занимает в этом отношении среднее положение (3,35%). Отраслевая структура БРК в рассматриваемых субъектах федерации различается, но если говорить в целом, то большинство подобных компаний сосредоточено в оптовой и розничной торговле (45%), также значительная часть «газелей» связана с обрабатывающей промышленностью (14,6%).
Из изначальных 403 БРК лишь около трети смогли сохранить этот статус в пандемийном 2020 г. Уже через год их число сократилось еще значительнее — до 68. Несмотря на это, в большей части регионов «газели» во время коронакризиса продемонстрировали повышенную способность к сохранению и созданию новых рабочих мест. Так, если в 2020 г. средний прирост числа занятых на рядовых предприятиях составил 2%, то у БРК в Красноярском крае и Свердловской области этот показатель превысил 25%. Также было установлено, что в условиях общего спада компании-«газели» способствуют региональной экономической устойчивости в таких видах деятельности, как транспортировка и хранение, торговля оптовая и розничная, а также добыча полезных ископаемых.
”“Сама пандемия, по сути, выступает здесь как стресс-тест. В научном поле вопрос устойчивости БРК пока что не имеет однозначного ответа, но результаты нашего исследования показывают, что компании-«газели» успешно справляются с подобного рода турбулентными ситуациями. И сейчас у нас в России, можно сказать, достаточно нетипичные условия ведения бизнеса, поэтому в случае продолжения исследований их результаты будут не менее интересными”, — отмечает Дмитрий Плетнев.
Подробнее читайте: Плетнев Д. А., Липина Е. В., Наумова К. А. (2024). Региональные особенности российских компаний-«газелей» в пандемию. Экономика региона. 20(3), 686–701.
Павел Киев