Skip to main content
search
Новости

СЕВЕРНЫЙ ШИРОТНЫЙ ХОД, СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ СЕВЕРНОГО УРАЛА

25 апреля 2024 г. руководитель Центра развития и размещения производительных сил Института экономики УрО РАН д-р техн. наук М. Б. Петров принял участие в выездном заседании комитета по энергетике Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей, состоявшемся в Краснотурьинске. Михаил Борисович выступил с большим научным докладом по теме «Северный широтный ход, Северный морской путь и их роль в развитии Северного Урала». В своем выступлении он подробно раскрыл составляющие нового качества современного этапа в развитии СМП, дал анализ и оценку показателей и факторов, формирующих грузопотоки, а также затронул геополитические и геоэкономические аспекты значимости и перспектив СМП. Грузопоток СМП за 2023 г. составил 36,25 млн т, в т. ч. перевозка сжиженного природного газа – 26,3 млн т, нефти – 6,14 млн т, угля – 1,6 млн т. На 2024 г. запланирован грузопоток в объеме 90 млн т. Крупный вклад в его прирост внесет новый проект «Восток-ойл» (свыше 30 млн т), по проекту «Арктик СПГ-2» ожидается увеличение с 3,6 до 12,6 млн т. К 2030 г. грузопоток достигнет 150 млн т, в котором «Восток-ойл» составит 100 млн т, а «Арктик СПГ-2» – 21,4 млн т. Ожидается, что существенно возрастет и международный транзит.

Однако особое внимание в докладе (как и в деятельности комитета по энергетике) уделено новым условиям и открывающимся возможностям для экономики Свердловской области и, в частности, для промышленного развития на Северном Урале. Основным фактором новых возможностей экономического развития станет ускорение развития железнодорожной транспортной сети в связи со строительством новых крупных грузовых портов на Арктическом побережье в Уральском секторе российской Арктики. В своем докладе Михаил Борисович показал, что, наряду с более известным и уже существующим портом Сабетта на Ямале, большое значение для промышленного Урала имеет строящийся новый универсальный порт Индига в Ненецком автономном округе. Это связано с тем, что магистральные сети транспортных подходов к этим двум портам создают инвариантные возможности для разработки новых месторождений титановых, железных, марганцевых и полиметаллических руд на Северном Урале, а также алюминиевых руд и высококачественного энергетического угля на Тиманском кряже. Но нужно учитывать и сопряженные интегральные эффекты предлагаемых проектов, например, таких как «Кедровый путь» (от Кузбасса до Индиги), а в более далекой перспективе – и возможностей переработки универсальных контейнеров в так называемых «сухих портах», крупнейший из которых имеет предпосылки к размещению в Екатеринбурге.

Доклад вызвал большой интерес участников выездного заседания. Объективный запрос на комплексные экономические исследования по формированию новой логистики и приоритетам промышленного и инфраструктурного развития уральских территорий связан с недостаточностью концептуальных обоснований и проработанных проектных предложений, имеющихся в распоряжении органов власти и деловых кругов ведущих отраслей хозяйства соответствующих регионов. В связи с отмеченным дефицитом научного сопровождения процессов развития необходимые для экономики отраслей и регионов результаты пока не достигаются.

Close Menu