Skip to main content
search
Новости

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ РЕГИОНОВ УРФО И СТРАН ЕАЭС

By 05.12.2023No Comments

01 декабря 2023 г. в Институте экономики УрО РАН состоялся научный семинар «Перспективы развития транспортных потоков, обусловленных внешнеторговым оборотом регионов УрФО со странами ЕАЭС» Центра развития и размещения производительных сил. Ключевым спикером стала младший научный сотрудник Центра Валентина Ли.

Валентина Аркадьевна в ходе доклада отметила, что Евразийский союз для России и ее регионов по-прежнему является самой устойчивой формой регионального торгового союза, который обеспечивает свободу передвижения товаров, рабочей силы и капитала реализует политику в различных областях экономки и возглавляет основное направление регионального сотрудничества и сохранения региональной национальной экономической идентичности. Альянс обеспечивает свободное передвижение лиц, товаров, услуг, капиталов на территории государств-членов, а также проведение единой согласованной политики в отраслях экономики. Между странами-участниками сняты таможенные границы, применяются нормы единого Таможенного кодекса, действуют единый таможенный тариф, единая система внешнеторгового и таможенного регулирования. Беспрецедентные санкции в 2022 г. стали стимулом для укрепления сотрудничества России с «дружественными» альянсами государств.

Динамика развития товарных потоков регионов УрФО со странами ЕАЭС за период 2018-2021 гг.  определялась следующими факторами внешней среды:

  • ценой на нефть и курсом доллара США, определявшие пики роста стоимостных объемов импорта и экспорта;
  • влиянием пандемии Covid-19 на международную торговлю;
  • санкциями против России и Белоруссии, способствующими росту кооперационных связей предприятий с партнерами из УрФО.

Спикер отметила, что в условиях глобальных перемен развития внешней торговли регионов УрФО со странами ЕАЭС могут наблюдаться следующие тенденции:

  • снижение экспорта, поскольку на нефть и нефтепродукты наложены жесткие ограничения и санкции, оказывающие давление на отрасли, на которые приходится большая часть экспортных потоков УрФО;
  • сокращение импортных поставок из Казахстана в части продукции химической промышленности и транспортных средств в связи с введением с 01.04.2023 г. системы онлайн-отслеживания товаров, поставляемых в страну для дальнейшего реэкспорта, во избежание вторичных санкций ЕС;
  • увеличение импорта из Беларуси в связи с введенным законом Беларуси от 3.01.2023 г. № 241-З «Об ограничении исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности»;
  • повышение кооперационных связей промышленных отраслей в рамках производственных цепочек между Казахстаном и Беларусь за счет высокой степени соответствия товарной структуры экспорта и импорта, на которые приходится наибольшая доля кооперационных товаров;
  • сохранение технологического суверенитета России в более широком евразийском измерении за счет расширения торгового взаимодействия, соглашений о свободной торговле и экономическом партнерстве с как России, так и регионов УрФО со странами ЕАЭС.

Происходившие в период 2018-2021 гг. ключевые события в мировой экономике и внешней торговле явились толчком к пересмотру взглядов относительно торгового и политического взаимодействия, что способствует наращиванию международного сотрудничества со странами ЕАЭС как в торговой, так и в транспортно-логистической сферах в тактических и стратегических программах.

Таким образом, для регионов УрФО и стран ЕАЭС характерно стремление к росту промышленного производства, повышению конкурентоспособности отраслей промышленности, росту промышленного экспорта и сокращению зависимости от импорта. Изменившаяся ситуация будет способствовать сохранению транзитной роли УрФО.

Прикладные аспекты полученных результатов состоят в возможности выбора и обоснования приоритетных сегментов во внешнеэкономических связях для стратегического сотрудничества регионов УрФО со странами ЕАЭС по развитию транспортных потоков.

Close Menu