Skip to main content
search
Новости

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ МОБИЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

By 07.11.2023No Comments

7 ноября 2023 г. в Институте экономики УрО РАН состоялся научный семинар «Пространственная мобильность населения на железнодорожном транспорте». Организатором семинара выступила Лаборатория моделирования пространственного развития территорий Института экономики УрО РАН.

Семинар был посвящен вопросам оценки влияния социально-экономических факторов на транспортную миграцию населения по железной дороге.

Исследование изменений миграционных потоков является актуальным в наше время по ряду причин: в мире происходят демографические, экономические, социальные, политические, глобализационные изменения. Перемещения населения могут оказывать значительное влияние на демографическую ситуацию в стране. Изменения в составе населения приводят к воздействию на экономику, культуру и социальную структуру общества. Исследование миграционных потоков позволяет понять, какие изменения происходят в составе населения и как это может повлиять на общество.

Младший научный сотрудник Анна Бычкова в своем выступлении подчеркнула значимость исследования миграции в совокупности с транспортной инфраструктурой и показателями развития транспорта. Изучение миграционных потоков позволяет определить, какие направления миграции наиболее популярны и какие маршруты наиболее востребованы. Такого рода информация полезна в целях планирования транспортной инфраструктуры. Анализ данных можно применить, например, в строительстве новых автомобильных дорог, железных дорог, аэропортов и для развития других видов транспорта.

В целом анализ данных за период с 2011 года по 2021 год показал, что миграционные процессы в России характеризуются сложными тенденциями, связанными с различными экономическими, социальными и демографическими факторами. В выступлении были приведены картографические изображения миграционного прироста, наглядно продемонстрированы изменения за периоды 2018 и 2021 годов. Наибольший миграционный прирост за последние годы исследования был зарегистрирован в Московской области, Москве и Краснодарском крае, а миграционная убыль зафиксирована в Оренбургской области, Республике Дагестан, Омской области и других регионах. В 2020 году миграционный прирост был снижен почти во всех регионах из-за пандемии COVID-19 и ограничений на въезд в Россию, но в 2021 году уже зафиксирован рост.

Миграционный прирост в России в ближайшие годы будет зависеть от экономических, политических и социальных факторов. Инерционный сценарий – самый реализуемый в рамках сложившейся внутри страны обстановки, он предполагает умеренный рост миграционных потоков. В среднем ожидается умеренный рост миграционного прироста в течение трех лет, начиная с 2022 года. Несмотря на то, что миграционная волна будет наибольшей в позитивном сценарии, вероятность реализации все еще зависит от ряда факторов, включая экономическую ситуацию и политические изменения в России и в других странах.

В семинаре приняли участие представители Уральского государственного университета путей сообщения: зав. кафедрой «Экономика транспорта» д-р экон. наук, проф. Светлана Рачек , канд. экон. наук Ольга Селина, Андрей Колышев; cотрудники Курганского филиала ИЭ УрО РАН и сотрудники подразделений ИЭ УрО РАН: руководитель Центра исследований социоэкономической динамики д-р экон. наук, проф. Ольга Козлова, сотрудники лаборатории моделирования пространственного развития территорий: зав. Лабораторией моделирования пространственного развития территорий канд. экон. наук, доц. Илья Наумов, с. н.с. канд. экон. наук Наталья Никулина, н. с. канд. экон. наук Сергей Красных, м. н. с. Анна Барыбина, м. н. с. Алена Пономарева, м. н. с. Владислав Седельников.

Close Menu