ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ УРО РАН ПО ПРОБЛЕМЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ ФНТП П.7.

Климатические причины миграций делят на две основные  группы: климатические процессы (рост уровня океана, засоление сельскохозяйственных земель, дефицит водных ресурсов) и климатические явления (наводнения, ураганы, прорывы приледниковых озер и т.п.). Климатические процессы развиваются в течение длительного времени, имеют нарастающий эффект и полностью меняют окружающую среду, нередко превращая ее в непригодные для обитания районы. Климатические явления преимущественно носят характер катастроф, а связанные с ними миграции могут быть как  временными, так и постоянными. Выделяется несколько видов территорий, наиболее уязвимых к изменениям климата: побережья и острова, засушливые области, горные районы. Страны, где значительные области заняты такими территориями, оказываются основными «поставщиками» климатических мигрантов[1].

Согласно  отчету Центра мониторинга внутренних перемещений (IDMC)- всемирного источника данных и анализа по внутреннему перемещению, созданного в 1998 году в составе Норвежского совета по делам беженцев (NRC),  В настоящее время   климатическая миграция наблюдается в странах Африки и Латинской Америки и в основном это внутренние  перемещения. В отчете  отмечается, что  по состоянию на конец 2019 года 50,8 миллиона внутренне перемещенных лиц, 45,7 миллиона — в результате конфликтов и насилия и 5,1 миллиона — в результате стихийных бедствий . Это первая в истории глобальная оценка стихийных бедствий[2].

Емкость российских территорий для миграции наряду с политикой будут определять процессы переселения с более южных регионов. В том случае, если неизбежность переселения будет признана на государственном уровне, должна быть разработана стратегия долгосрочного экономического и социального развития и адаптации населения к условиям климатической изменений.

Разработке данной стратегии  должно предшествовать:
— определение   территорий, России, подверженных в разной степени негативным климатическим изменениям;
— совершенствование нормативно-правовых актов, регулирующих миграцию населения, введения статуса  климатического мигранта в российское законодательство в области миграции;
— разработка системы мониторинга  и прогноза  объемов климатической миграции населения, проводимого на постоянной основе;
—  оценка  и обоснование возможных направлений перемещения  климатических мигрантов по  территории  страны;
-разработка   мер по выделению земель и строительству  социального  жилья, определение сфер приложения труда климатических мигрантов в условиях  массового переселения населения из зон экологических и климатических бедствий на территории России.

Это должна быть комплексная системная междисциплинарная работа, связанная с задействованием специалистов в различных областях знаний (экологии, биологии, климатологии, демографии и т.п.). 

[1] Кто такие климатические беженцы и откуда они бегут: https://nplus1.ru/material/2020/02/18/climate-refugees
[2] Глобальный отчет о перемещении лиц внутри страны, 2020 г. https://www.internal-displacement.org/global-report/grid2020/

АВТОРЫ:

О.А. Козлова

д.э.н.

М.Н. Макарова

к.э.н.

Институт экономики УрО РАН в соцсетях

Институт экономики УрО РАН в соцсетях

Follow us on Facebook Follow us on Twitter Subscribe us on Youtube
Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
Facebook
Twitter
YouTube