В настоящее время приоритетным направлением пространственного развития России является освоение Арктики – составной периферической части зоны российского Севера, обусловленное экономическими (наличие природных ресурсов) и политическими (укрепление стратегических позиций) факторами.

Для объективной оценки влияния природно-климатических условий на жизнедеятельность населения, их учета при решении социально-экономических  задач, упорядочения федеральной поддержки северным регионам неоднократно предлагалось заново провести районирование территории Севера и нормативно его закрепить.  Инициатором этого являлись представители академической науки (Институт экономических проблем Кольского научного центра РАН, Институт географии РАН и др.), исполнительной (Госкомсевер РФ) и   законодательной ветвей власти (члены Совета Федерации и Госдумы РФ), которыми был подготовлен ряд законопроектов относительно данного вопроса.

Отсутствие единого научного подхода к обоснованию методических положений выделения территорий Крайнего Севера, приравненных к нему местностей и Арктической зоны РФ (АЗРФ) делает их уязвимыми для критики. Так как к любому научному обоснованию границ и установлению перечня административных образований Севера и Арктики всегда найдутся претензии как со стороны других научных исследователей, так и, особенно, региональных политиков, которые стараются всегда лоббировать интересы в отношении своих территорий. Как в нашей стране, так и за рубежом существует практика иногда довольно произвольного включения территорий в состав Севера или Арктики с целью получения дополнительных преференций из бюджета.

В.Г. Логинов

д.э.н.

Автор фотографии kristenjaymesstewart.gallery.ru

Институт экономики УрО РАН в соцсетях

Институт экономики УрО РАН в соцсетях

Follow us on Facebook Follow us on Twitter Subscribe us on Youtube
Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
Facebook
Twitter
YouTube