Экономические науки в системе Российской академии наук долгое время присутствовали несколько опосредованно, фактически являясь составной частью географических исследований. Ведущим методом изучения хозяйственных процессов на различных территориях являлись экспедиции. Уже после революции только с 1919 по 1928 гг. Академия наук снарядила около 400 экспедиций во все концы страны, в том числе и на Урал. Базы длительных экспедиций постепенно становились стационарами, их сотрудники вступали в тесные деловые контакты с местными органами власти и управления. Под особо пристальным “дистанционным зондированием” находились Башкирия и район Соликамска. Начиная с 1930 г., все работы курировались секцией Урала и Западной Сибири Совета по размещению производительных сил (СОПС) при Академии наук СССР. В то же время в 1933 г. в числе “не соответствующих задачам академии и нежизнеспособных” был ликвидирован Экономический кабинет, хотя параллельно срочно была организована Комиссия по происхождению домашних животных…
Примечательно, что в Москве в тот период работали и Институт экономики, и Институт мирового хозяйства и политики, однако организационно они входили в состав отраслевой – Коммунистической академии. В 1936 г. произошло слияние двух академий, и экономическая наука наконец обрела статус и академической тоже.
26 июня того же года председатель исторической секции Свердловского областного общества краеведения, профессор С.В. Юшков направил в Президиум Уральского филиала АН СССР (УФАН) докладную записку «Об организации при УФАН’е Исторической секции». На следующий день принимается решение: «Просить Комитет по заведыванию филиалами и базами поставить в Президиуме АН СССР вопрос о разрешении организации при УФАН’е с 1 января 1937 года историко-экономического сектора… Включить группу по изучению географии Урала в состав историко-экономического сектора».
Для организации академического подразделения по комплексному изучению производительных сил Урала во временном и пространственном аспектах требовалось, по расчётам, всего 5 тысяч рублей, однако в тот момент создание сектора было признано нецелесообразным. Сказался в данном вопросе и субъективный момент. Бывший в начале 1940-х годов заместителем председателя Президиума УФАНа академик Николай Васильевич Деменёв вспоминал: «…Вопрос об экономических исследованиях стоял перед нами до начала Отечественной войны, но отсутствие подходящего человека в Свердловске не позволяло организовать экономические исследования. …И.П. Бардин, приняв филиал в 1938 году, как и мы, был заинтересован в создании экономических исследований на Урале и заботился о подыскании соответствующего человека. Война вплотную поставила вопрос о создании экономических работ и это побудило И.П. Бардина пригласить Н.Н. Колосовского».
В августе 1941 г. профессор Н.Н. Колосовский прибывает на Урал. Вновь судьба связывает его с этим краем. Следует отметить, что с проблемами уральского хозяйства Николай Николаевич соприкасался, начиная ещё со студенческих лет. Трудовая биография студента Петербургского института путей сообщения Н.Н. Колосовского начиналась на посту начальника партии по изысканию трассы железной дороги Кизел – Бисер. В 1920-е годы он, инженер-путеец по образованию, экономист по профессии и географ по духу, принимал активное участие в работе по экономическому районированию страны, составлял разделы по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку, а в 30-е годы возглавлял комиссию по размещению и был главным инженером проекта Медногорского комбината в Оренбургской области – крупнейшего в мире предприятия по выпуску меди и серы одновременно.. Ему же принадлежит идея Урало-Кузнецкого “маятника”, имевшая неоценимое значение для стратегии освоения восточных районов СССР.
«Маятник Колосовского» был одобрен и включён в пятилетний план на 1928/29 – 1932/33 годы, а XVI съезд ВКП(б) в 1930 г. принял политическое решение о необходимости создания второй после южной угольно-металлургической базы в виде Урало-Кузнецкого комбината. В том же году Н.Н. Колосовский писал: «…на Урале мы победим», имея в виду споры вокруг перспективных районов нового промышленного строительства. Одиннадцать лет спустя эти слова приобрели и для него, и для Урала, и для страны в целом ещё более значимый смысл.
29 августа 1941 г. в Свердловске состоялось организационное заседание образованной по инициативе и под руководством Президента АН СССР академика В.Л. Комарова Комиссии по мобилизации ресурсов Урала на нужды обороны. В неё вошли ведущие учёные страны, а материальной и организационной базой Комиссии Комарова стал УФАН. Н.Н. Колосовский – активный участник подготовительных мероприятий, связанных с началом работы Комиссии – первоначально был назначен соруководителем транспортно-энергетической группы, в составе которой возглавил подразделение, занимающееся проблемами транспорта.
В условиях военного времени был резко нарушен и ускорился ритм работы транспорта, особенно железнодорожного. Фронт нуждался в бесперебойных поставках боеприпасов, техники и вооружений. Сотни эвакуированных предприятий не могли начать работу без организации поставок сырья, топлива, дополнительного оборудования. Возникавшие при этом межотраслевые проблемы требовали для своего решения не только специальных знаний, но и широкого экономического кругозора. Отсюда кажется не случайным, что в протоколе № 11 заседания Президиума УФАН от 12 сентября 1941 г. подразделение Н.Н. Колосовского поименовано группой экономических исследований. Помимо руководителя в её состав входил всего лишь один человек – младший научный сотрудник М.М. Загряцкий. С этого момента начинается собственно история академической экономической науки на Урале.
Группа Н.Н. Колосовского в последние месяцы 1941 г. и в течение 1942 г. проделала большую работу по оптимизации транспортных потоков между тылом и фронтом. Сам Николай Николаевич в составе коллектива учёных был удостоен Сталинской премии за исследование «Развитие народного хозяйства Урала в условиях войны», а также звания «Стахановец науки по городу Свердловску».
Последний отчёт о работе группы Н.Н. Колосовский представил 20 декабря 1942 г. Через два с половиной месяца последовало постановление правительства о переводе эвакуированных институтов и учреждений АН СССР в Москву, и он покинул Свердловск.
Возможно, отъезд Н.Н. Колосовского вольно или невольно повлиял на судьбу одного не состоявшегося решения. В январе 1943 г. на собрании научных работников Сталинского района Свердловска прозвучало предложение о расширении структуры филиала. 2 февраля академики И.П. Бардин и Л.Д. Шевяков направили в Свердловский обком ВКП(б) и облисполком письмо с предложением создать два новых института – биологического и экономического профиля. В составе Экономического института предполагалось организовать пять секторов: экономики, энергетики, водного хозяйства, транспорта и истории промышленности Урала. В середине мая уже Президиум АН СССР предложил Президиуму УФАН представить свои соображения по возможности создания в Свердловске Историко-экономического и Биологического институтов. Вице-президент АН СССР В.П.Волгин даже выразил желание поставить во главе уральских экономистов академика С.Г.Струмилина. Однако на этот раз академик И.П.Бардин отреагировал на данную идею с некоторым раздражением: «Сначала найдите людей!». Через год институт биологического профиля в составе УФАН всё же был создан, а вопрос о дальнейшей институционализации уральской экономической науки был отложен на неопределённый срок.
Вряд ли отказ от решения организовать новый институт объяснялся лишь отсутствием специалистов высокой квалификации с экономическим образованием. С октября 1941 г. в Свердловске находился известный экономист, заместитель директора Института чёрной металлургии АН УССР Сергей Львович Вольмир. Именно его, как старого – ещё с 1920 г. – знакомого, академик И.П. Бардин уговорил не возвращаться на Украину и предложил ему возглавить группу экономических исследований УФАН.
Под руководством С.Л. Вольмира группа летом 1944 г. была преобразована в сектор технико-экономических исследований. О том, что экономическое подразделение уральской академической науки продолжало вносить достойный вклад в дело победы над врагом, свидетельствует такой факт. В 1945 г. в связи с 220-летием АН СССР Сергей Львович был награждён за отличную работу Почётной Грамотой Академии с вручением ему денежной премии.
В первые послевоенные годы сектор постепенно расширяет тематику исследований и наращивает кадровый потенциал. С 1 сентября 1948 г. его возглавил перешедший на работу в академическую науку кандидат экономических наук Анатолий Николаевич Ефимов, при этом утвердилось новое название подразделения – Сектор экономических исследований УФАН. Освободившись от административных забот, С.Л. Вольмир также подготовил и защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук и впоследствии руководил одной из групп уже в Отделе экономических исследований УФАН вплоть до выхода на пенсию в 1962 г.
В соответствии с «Положением о Секторе экономических исследований УФАН» от 19 сентября 1948 г. перед учёными-экономистами были поставлены следующие задачи:
а) экономическое обоснование рационального использования природных богатств Урала;
б) изучение и содействие установлению необходимых межотраслевых и внутриотраслевых связей промышленности, сельского хозяйства и транспорта Урала в целях комплексного развития производительных сил;
в) изучение передового опыта предприятий по использованию производительных сил;
г) экономическое обоснование отдельных технических проблем, разрабатываемых институтами УФАН.
Этот круг задач перешёл по наследству к Отделу экономических исследований УФАН, образованному в 1951 г. Следует отметить, что А.Н.Ефимов выдвигал предложение создать сразу же институт, однако и на этот раз руководство Академии наук предпочло не спешить. Тем не менее, к данной идее руководство Отдела будет возвращаться не раз.
В 1950-е годы Отдел существует на правах лаборатории при Президиуме УФАН. Численность его сотрудников колеблется на уровне 20-30 человек, но масштабы исследований постоянно расширяются. Положено начало подготовке собственных кадров высшей квалификации. В 1953 г. защитила диссертацию первая аспирантка УФАН по экономическим наукам Алевтина Степановна Вьюхина. Тогда же получил учёную степень кандидата экономических наук Николай Михайлович Кокосов. Именно он возглавил в 1955 г. Отдел после отъезда А.Н.Ефимова – уже доктора экономических наук – в Москву на должность директора Научно-исследовательского экономического института при Госплане СССР.
Примечательно, что факт приглашения руководителя Отдела на какую-либо более высокую должность в другом регионе страны не остался единичным. Н.М. Кокосов в сентябре 1958 г. назначается заместителем директора Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН СССР. Через некоторое время Отдел возглавляет доктор экономических наук, профессор Владимир Михайлович Слободин. Его в свою очередь в 1962 г. приглашают на пост заместителя директора Всесоюзного института зернового хозяйства, и он уезжает в Казахстан. К руководству Отделом приходит кандидат экономических наук Павел Петрович Спирин. Именно под его началом будет проделана подготовительная работа по преобразованию Отдела в Институт.
Первоначально Отдел сосредоточил свои усилия на проблеме специализации и кооперирования в машиностроении. При значительной дифференциации уральского машиностроительного комплекса в отраслевом разрезе явно недостаточно была развита подетальная специализация. В 1950 г. продукция специализированных производств в общем объёме продукции машиностроения не превышала 5 %. Не развивалась видовая специализация, не хватало метизных и инструментальных заводов, отсутствовали специализированные производства по выпуску изделий из лёгких сплавов, штампов, пресс-форм и т.д.
Отдел разработал конкретные предложения по обогащению структуры уральского машиностроения за счёт создания районных комплексов смежных производств, включавших в себя три группы предприятий:
— имеющих своей целью обеспечить комплектование основной программы заводов, выпускающих готовые машины;
— предназначенных обслуживать нужды технической подготовки производства машиностроительных и металлообрабатывающих заводов;
— группу предприятий по обслуживанию вспомогательных функций машиностроительных заводов.
Немаловажное значение для дальнейшего развития уральского машиностроения имела также проблема размещения предприятий отрасли внутри экономического района. Отдел выдвинул оригинальную идею формирования внутрирайонных комплексов машиностроения, предполагающую кустовое расположение как заводов, выпускающих готовые машины, так и смежных производств в непосредственной близости друг от друга. Здесь же должны были располагаться головные НИИ и КБ, способствующие совершенствованию и типизации технологических процессов.
Актуальность и необходимость проработки этих проблем была подтверждена в ходе развернувшейся в конце 1950-х годов перестройки управления промышленностью и строительством по территориальному принципу и создания административных экономических районов с совнархозами во главе.
Анализ проблем комплексного использования сырья для ведущих отраслей уральской промышленности обусловило потребность в дальнейшем изучении сырьевых ресурсов северных районов Урала и прилегающих территорий Западной Сибири. Сотрудники Отдела подготовили обоснование строительства Урало-Печорской железной дороги, определили условия эксплуатации имеющихся в регионе железорудных месторождений. По решению Президиума АН СССР Отдел в 1955 г. приступил к изучению проблемы размещения и специализации сельскохозяйственного производства на Урале. С 1956 г. осуществлялась работа по экономической оценке топливных, железорудных и водных ресурсов Большого Урала, по определению экономической эффективности комплексного использования сырья в чёрной и цветной металлургии. В 1958 г. возникает сектор трудовых ресурсов.
Однако наряду с сугубо «технологическими» темами Отдел выдвинул и пионерные предложения по перекройке границ Уральского экономического района (УЭР). В декабре 1956 г. Н.М. Кокосов пишет докладную записку, в которой на основе анализа магистральных грузопотоков (уголь, руда и др.) обоснуется значимость того или иного региона в составе Большого Урала. Как результат, «чуждыми» признаются запад Чкаловской (ныне – Оренбургской) области и Удмуртская АССР. Их предлагается передать Поволжью, а в состав Урала рекомендуется включить Курганскую область, левобережье Нижней Оби (Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский национальные округа Тюменской области), Тургайский прогиб (Кустанайская область) и север Актюбинской области Казахской ССР. Чтобы не ущемлять суверенитет Казахстана, в порядке компенсации ему предполагалось отдать часть территории Курганской, Омской, Новосибирской областей и Алтайского края. Также высказывалась мысль о целесообразности выделения из состава Свердловской области так называемой Североуральской области с центром в Серове или Краснотурьинске.
Радикализм предложений Отдела был столь очевиден, что докладная записка «К вопросу о границах и административном районировании Уральского экономического района» не получила никакой огласки. В то же время Курганская область, тяготеющая к Уралу в экономическом плане, действительно была передана в состав УЭР. В итоге северные области Казахстана не превратились в регионы Урала, однако при этом и РСФСР не потеряла часть своей территории.
Основным научным направлением деятельности Отдела в 1960-е годы являлась разработка проблем комплексного развития производительных сил и повышения эффективности функционирования народнохозяйственного комплекса Уральского экономического района. Исследования проводились в первую очередь в рамках разработки предложений к Генеральным схемам развития и размещения производительных сил СССР и РСФСР.
Особое место в этом направлении занимала подготовка рекомендаций по определению экономической эффективности территориально-производственных комплексов и экономической оценке факторов размещения и специализации промышленных узлов Урала. Сектор размещения производительных сил под руководством Анатолия Иосифовича Деменёва подготовил в 1968 г. «Методические положения по разработке схем специализации и комплексного развития промышленных узлов». Работникам предприятий, городских, районных, областных и республиканских плановых органов, проектных, научно-исследовательских и других организаций были предложены методология и методика определения границ промышленных узлов, анализа и разработки перспективных схем развития промышленности, производственной и социальной инфраструктуры, методы разработки планов капитальных вложений и развития строительной индустрии, другие методические рекомендации.
К концу 1960-х годов в Отделе работает свыше ста человек, в том числе 2 доктора и 20 кандидатов наук. В их распоряжении 22 комнаты. 18 человек обучается в очной аспирантуре. Наконец, происходит самое главное и долгожданное. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 августа 1969 г. “О развитии научных учреждений в отдельных экономических районах СССР” на базе Отдела экономических исследований УФАН решено создать Институт экономики Уральского научного центра АН СССР.