Skip to main content
search
Новости

РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР

By 15.12.20239 января, 2024No Comments

14 декабря 2023 г. состоялся научный семинар Центра региональных компаративных исследований Института экономики УрО РАН на тему «Учет внешнеэкономического фактора при реализации целей национального и регионального развития». Актуальность данной тематики связана с необходимостью переориентации затронутых санкциями российской внешней торговли и зарубежных инвестиций, в первую очередь, в обрабатывающую промышленность, на дружественные страны и адаптации экономики российских регионов к глобальным вызовам, в т.ч. технологическим, с целью обеспечения технологического суверенитета.

Эти вызовы и обусловленные ими приоритеты делают актуальным вопрос, какими путями региональная ВЭД может способствовать реализации импортозамещения как одной из ключевых целей национального экономического развития.

В своем докладе «Анализ современной мировой внешнеторговой практики противодействия санкционному давлению» экономист Сергей Чичилимов показал, что усиление конкуренции между лидерами Глобального Севера и Глобального Юга, вызванное, с одной стороны, застоем и спадом американского промышленного сектора, наивысшая доля которого в мировом итоге за последние время отмечена в 2008 г., а с другой − переходом хозяйственной инициативы с 2010 г. в Китай, который в 2016 г. обходит США по вкладу в глобальный ВВП (по ППС), что привело, в частности, к укоренению политики неопротекционизма 2.0. Кроме того, детерминантой развития новых протекционистких  практик является деглобализация и сворачивание роли международной торговли как драйвера мировой экономики, когда доля экспорта в мировом ВВП снизилась с пика 32% в 2008 г. до 29% в 2021 г. Примером политики неопротекционизма 2.0 является санкционное давление против РФ, когда 34 страны Глобального Севера ввели за 2022 г. против России 10901 ограничение (на 1 июля 2023 г. действовало в общей сложности 15958 мер, или 57% от всех рестрикций, установленных в мире). Было отмечено, что одним из главных способов преодоления вызовов неопротекционизма является повышение уровня сопротивляемости национальной хозяйственной системы.

Эта сопротивляемость определяется, в первую очередь, технологической суверенизацией, о которой шла речь в докладе канд. экон. наук Елены Шамовой на «Определение региональных центров технологического развития РФ с позиции учета пространственного и внешнеторгового факторов». Представлена авторская методика типологии российских регионов, учитывающая как уровень технологичности регионального экспорта, так и уровень зависимости региональных производственных комплексов от импорта технологических товаров. В авторской трактовке ядрами технологического развития являются промышленные комплексы регионов с высоким уровнем экспорта высокотехнологичных товаров. Расчет структурных показателей регионального экспорта и импорта для всех субъектов Российской Федерации позволил составить карту пространственного размещения промышленных центров, характеризующихся высоким технологическим развитием, регионов с несырьевым высокотехнологическим экспортом (21 регион), а также регионов, импортирующих высокотехнологичные товары производственного назначения (33 региона), для которых в настоящее время наиболее актуален вопрос технологического суверенитета.

Условия для его обеспечения создаются также и «Основными направлениями внешнеэкономической деятельности региона в стратегиях национального и регионального инновационного и научно-технического развития». В своем докладе вед. экономист Виктория Захарова охарактеризовала состояние научно-технологического сотрудничества России с дружественными странами, в первую очередь, в рамках формата БРИКС. Ряд стран (Китай – несомненный лидер инноваций, ОАЭ, Индия, Бразилия и Иран) значительно поднялись в рейтинге глобальных инноваций за период 2015−2023 гг. Позиции остальных стран (включая Россию) оставались довольно стабильными. Были приведены основные показатели стан БРИКС (включая приглашенных членов) в сфере исследований и разработок, а также высшего образования.

С докладом на тему «Особенности внешнеторговой деятельности регионов Уральского федерального округа» выступил канд. экон. наук Сергей Красных. В выступлении были отмечены тенденции развития внешней торговли УрФО в условиях геоэкономической нестабильности. Особое внимание уделялось оценке динамики высокотехнологичного экспорта. Отмечалось, что за период с 2013 г. по 2021 г. он сократился в трех регионах округа, причем падение в регионах УрФО (на 5,4%) происходило при среднем по стране приросте на 15%. Докладчиком были предложены механизмы стимулирования внешнеторговой деятельности УрФО.

Вопросы информационного сопровождения реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» затронуты в докладе канд. экон. наук Павла Глухих на тему «Повышение информационной доступности результатов нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» в регионах УрФО». Представлен авторский методический инструментарий расчета индексов информационной доступности и прозрачности результатов проекта. Первый субиндекс учитывает регулярность и распространенность информации, второй – количество действий для нахождения результата и удобство его использования, третий субиндекс – релевантность информации (актуальность, сфокусированность и своевременность), четвертый – субиндекс достаточность информации на сайтах органов власти. Применение данного инструментария показало, что единственный регион УрФО, у которого достигнутые результаты реализации проекта можно считать доступными, − это Челябинская область (2,3 балла). В категорию с относительной информационной доступностью можно отнести Тюменскую область (1,34), Курганскую область (1,25) по первым 2 субиндексам, ХМАО с максимальной распространенностью и средней раскрытостью (1,96), Свердловскую область (1,11 балла). Установлено, что наиболее значимой проблемой является отсутствие увязки информации с утвержденными плановыми результатами регионального проекта (указываются разрозненные, мало структурированные данные).

Результаты проведенных сотрудниками центра исследований представляют практическую значимость для федеральных и региональных органов власти, в частности при разработке методического обеспечения реализации целей национального и регионального развития. Они могут быть использованы для выработки более продуктивных подходов к организации региональной ВЭД и информационной доступности национального и региональных проектов для достижения по ним запланированных результатов, при корректировке программ научно-технологического и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Close Menu