ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ УРО РАН ПО ПРОБЛЕМЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ ФНТП П.7.
Климатические причины миграций делят на две основные группы: климатические процессы (рост уровня океана, засоление сельскохозяйственных земель, дефицит водных ресурсов) и климатические явления (наводнения, ураганы, прорывы приледниковых озер и т.п.). Климатические процессы развиваются в течение длительного времени, имеют нарастающий эффект и полностью меняют окружающую среду, нередко превращая ее в непригодные для обитания районы. Климатические явления преимущественно носят характер катастроф, а связанные с ними миграции могут быть как временными, так и постоянными. Выделяется несколько видов территорий, наиболее уязвимых к изменениям климата: побережья и острова, засушливые области, горные районы. Страны, где значительные области заняты такими территориями, оказываются основными «поставщиками» климатических мигрантов[1].
Согласно отчету Центра мониторинга внутренних перемещений (IDMC)- всемирного источника данных и анализа по внутреннему перемещению, созданного в 1998 году в составе Норвежского совета по делам беженцев (NRC), В настоящее время климатическая миграция наблюдается в странах Африки и Латинской Америки и в основном это внутренние перемещения. В отчете отмечается, что по состоянию на конец 2019 года 50,8 миллиона внутренне перемещенных лиц, 45,7 миллиона — в результате конфликтов и насилия и 5,1 миллиона — в результате стихийных бедствий . Это первая в истории глобальная оценка стихийных бедствий[2].
Емкость российских территорий для миграции наряду с политикой будут определять процессы переселения с более южных регионов. В том случае, если неизбежность переселения будет признана на государственном уровне, должна быть разработана стратегия долгосрочного экономического и социального развития и адаптации населения к условиям климатической изменений.
Разработке данной стратегии должно предшествовать:
— определение территорий, России, подверженных в разной степени негативным климатическим изменениям;
— совершенствование нормативно-правовых актов, регулирующих миграцию населения, введения статуса климатического мигранта в российское законодательство в области миграции;
— разработка системы мониторинга и прогноза объемов климатической миграции населения, проводимого на постоянной основе;
— оценка и обоснование возможных направлений перемещения климатических мигрантов по территории страны;
-разработка мер по выделению земель и строительству социального жилья, определение сфер приложения труда климатических мигрантов в условиях массового переселения населения из зон экологических и климатических бедствий на территории России.
Это должна быть комплексная системная междисциплинарная работа, связанная с задействованием специалистов в различных областях знаний (экологии, биологии, климатологии, демографии и т.п.).
[1] Кто такие климатические беженцы и откуда они бегут: https://nplus1.ru/material/2020/02/18/climate-refugees
[2] Глобальный отчет о перемещении лиц внутри страны, 2020 г. https://www.internal-displacement.org/global-report/grid2020/