Актуальность обращения к тематике межмуниципального сотрудничества обусловлена перспективностью использования данного инструмента в характерных для России условиях повышения роли органов местного самоуправления в обеспечении пространственного развития территорий. Выявить особенности развития межмуниципального сотрудничества, позволяющего территориям объединять свои усилия для достижения поставленных социально-экономических целей, в т. ч. в условиях недостаточности собственных ресурсов, предлагает заместитель директора Института экономики УрО РАН канд. экон. наук Арина Суворова.
Арина Валерьевна считает, что в основе межмуниципального сотрудничества лежит готовность представителей интересов муниципальных образований (в первую очередь, органов местного самоуправления) во взаимодействии с потенциальными партнерами извне, возникающая в случае, если объединение сил или ресурсов позволяет получить больший эффект, чем самостоятельные, индивидуализированные действия. Еще одним необходимым условием является наличие единомышленников, цели и задачи которых позволяют сделать взаимодействие с ними продуктивным (на это может повлиять то, ради чего они вступают в партнерские отношения, а также то, что они готовы дать этому партнерству). Наконец, третьей предпосылкой, задающей контуры межмуниципального сотрудничества, выступает способ организации взаимодействия, особенности выбора которого определяются сложившейся системой институтов, в первую очередь формальных (например, наличие в законодательстве положений, допускающих возможность объединения финансовых средств нескольких муниципальных образований, является обязательным условием партнерства, предусматривающего слияние ресурсов из их бюджетов).
В тоже время реализация эффективного межмуниципального сотрудничества в российских регионах затруднена отсутствием применения системного подхода к его развитию, которое во многом обусловливает характерные для Российской Федерации проблемы, проявляющиеся в низкой эффективности партнерств, формируемых при участии нескольких муниципалитетов. Так, например, высокая степень проработанности институциональных основ функционирования ассоциативных объединений сопряжена с незначительным уровнем интереса участников к плодотворному включению в работу, направленную на достижение целей их создания (что определяется формальным характером деятельности некоторых из них, обязательностью создания ряда таких союзов, определяемой инициативами органов государственной власти).
И, напротив, явная заинтересованность муниципальных образований в вариантах сотрудничества, предполагающих интеграцию усилий в интересах решения конкретных проблем, например, за счет перераспределения полномочий или объединения части имеющихся материальных ресурсов, на практике сталкивается с отсутствием прозрачной и понятной для всех интересантов системы правил функционирования таких способов взаимодействия.
По мнению Арины Валерьевны, обозначенные дефициты не только подтверждают необходимость реализации комплекса мер поддержки межмуниципального сотрудничества (предполагающего обращение ко всем названным ранее типам предпосылок), но и предопределяют значимость дифференцированного подхода к дальнейшему развитию форм взаимодействия муниципальных образований друг с другом.
Одним из ключевых элементов этой системы мероприятий должно стать повышение степени осведомленности представителей интересов муниципальных образований (в первую очередь, органов местного самоуправления) о специфике различных вариантов сотрудничества (предполагающих создание как формальных, так и неформальных объединений), рисках и возможностях, возникновение которых они за собой влекут. Это, в свою очередь, делает особенно ценным интеграцию и распространение накопленного опыта, популяризацию лучших практик межмуниципального взаимодействия.
Подробнее: Суворова, А. В. (2024). Межмуниципальное сотрудничество в России: проблемы и перспективы развития. AlterEconomics, 21(3), 571–589.