Skip to main content
search
Новости

ОТ ЭКОНОМИКИ СОПРОТИВЛЕНИЯ — К РЕЗИЛЬЕНТНОЙ ЭКОНОМИКЕ

By 28.03.2024No Comments

Новейшая эпоха глобальных изменений привела к появлению в 2020 г. новой концепции, характеризующей мир как BANI-мир (brittle, anxious, non-linear, incomprehensible), основными чертами которого являются хрупкость, тревожность, нелинейность и непостижимость. В этих условиях повышается актуальность исследований в области резильентности экономических систем и их важнейших секторов. Таким сектором в экономике России является промышленность, где в результате санкционного давления ликвидированы традиционные мирохозяйственные связи, масштабно ограничен импорт высокотехнологичной продукции, нарушено участие промышленных компаний в глобальных цепочках создания стоимости.

Сотрудники Центра структурной политики Института экономики УрО РАН: д-р экон. наук, профессор Ольга Александровна Романова, канд. экон. наук Дмитрий Сиротин и Алена Пономарева пришли к выводу, что отличительными чертами резильентной экономики служит высокая скорость восстановления и поглощения экзогенных возмутителей, дестабилизирующих ее равновесное состояние. По их мнению, резильентная экономика обладает постсобытийным характером, в отличие от экономики сопротивления, работающей на предупреждение возникновения негативных факторов ее внешней среды.

Научному коллективу удалось обосновать, что доминирующим источником становления резильентной экономики служит резильентность не только национальной промышленности, но и отдельных региональных промышленных комплексов индустриальных территорий.

Основными выводами проведенного исследования стала триада идей о базисе резильентной экономики. Ольга Александровна с коллегами в качестве первого направления ее становления отмечает цифровую трансформацию промышленности. Вторым вектором ими определена технологическая суверенизация за счет появления «второй промышленности», то есть промышленности с опорой не на министерства и корпорации, а непосредственно на команды разработчиков, на средние технологические компании и на университеты. Третья компонента резильентной экономики заключается в новой концепции промышленной политики, в которой заложена реализация согласованных приоритетов научно-технологического, социально-экономического и пространственного развития индустриальных регионов.

Сотрудники Центра структурной политики Института экономики УрО РАН считают, что эти меры будут стимулировать трансформацию российской экономики сопротивления в резильентую экономику, минимизируя, в частности, ущерб от санкционного давления, оказываемого мировым сообществом.

Подробнее о понятии «резильентность промышленности индустриальных регионов», а также новых возможностях промышленного развития Уральского федерального округа читайте в статье: Романова, О. А., Сиротин, Д. В., Пономарева, А. О. (2022). От экономики сопротивления — к резильентной экономике (на примере промышленного региона). AlterEconomics, 19(4), 620-637. https://doi.org/10.31063/AlterEconomics/2022.19-4.4

Close Menu