Skip to main content
search
Новости

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАСШИРЕНИЯ БОЛЬШОГО ЕВРАЗИЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА

By 24.05.2024No Comments

23 мая 2024 г. руководитель Центра региональных компаративных исследований Института экономики УрО РАН д-р экон. наук профессор РАН Елена Андреева приняла участие в Европейско-Азиатском правовом конгрессе (г. Екатеринбург), выступив с докладом «Институциональное обеспечение расширения Большого Евразийского пространства» на круглом столе «Правовое обеспечение национальной безопасности», посвященном обсуждению современных подходов к анализу вызовов и угроз нового миропорядка.

Модераторами круглого выступили профессор кафедры теории государства и права имени С. С. Алексеева Уральского государственного юридического университета имени В. Ф. Яковлева д-р пед. наук В. Шерпаев и профессор Белорусского государственного экономического университета д-р юр. наук С. Трахимёнок. Особый интерес и дискуссию вызвали выступления директора Центра геополитического анализа Академии геополитических проблем д-ра пед. наук Н. Комлевой на тему «Специфика гибридной войны как основной угрозы национальной безопасности современной России», председателя комитета правовой безопасности нефтегазовой отрасли канд. юр. наук В. Гусякова на тему «Проблемы нефтяной торговли в условиях санкций как основной вопрос экономической безопасности России», ученого секретаря Института государства и права РАН канд. юр. наук А. Дубеня на тему «Информационная безопасность как составляющая часть национальной безопасности РФ».

В своем докладе Елена Андреева отметила, что в условиях санкционных ограничений торгово-инвестиционных потоков России, выдвинутых западными странами, возрастает актуальность активизации ее сотрудничества в рамках Большого евразийского партнерства (БЕП), инициатива создания которого предложена на федеральном уровне еще в 2015 г. Особенно актуальна оценка ресурсной обеспеченности этого сотрудничества. Для реализации этой цели предлагается осуществление градации институциональных уровней развития БЕП.

Анализ документов позволил выявить институционализацию сотрудничества Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с третьими странами и классифицировать ее по 5 уровням:

  • страны, с которыми ЕАЭС заключил соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ);
  • страны, с которыми ЕАЭС заключил иное соглашение о сотрудничестве, и / или наблюдатели;
  • страны, с которыми ведутся переговоры, имеется меморандум либо разрабатывается соглашение или изучается его целесообразность;
  • страны, которые изъявили интерес к торгово-экономическому сотрудничеству, и с кем велись переговоры, но меморандума нет;
  • страны, которые ранее (более 5 лет назад) изъявляли интерес к созданию ЗСТ (к примеру, направляли обращение).

Оценка ресурсной обеспеченности выделенных уровней показала ее наличие, динамику и распределение между выделенными странами – потенциальными участниками БЕП на базе ЕАЭС – по всем факторам производства: «земля», «труд», «капитал», «технологии». Причем со времен активизации российского сотрудничества на евразийском пространстве и диалога в рамках БРИКС обеспеченность стран современного БЕП по ряду ресурсов существенно выросла. В меньшей степени сформированы и требуют развития ресурс производительных сил в промышленности, в особенности в обрабатывающей, и в сфере услуг. С одной стороны, ЕАЭС обладает большими ресурсами, с другой – не по всем показателям его доля выросла. Это говорит о том, что трудно решать вопросы экономического развития только за счет существующего экономического пространства, целесообразно расширять сотрудничество в БЕП, имеющем больший ресурсный потенциал и, соответственно, высокие перспективы развития. В этой связи актуальна кооперация ресурсных возможностей внутри БЕП, особенно с целью разработки, внедрения и глобального продвижения передовых производственных технологий.

Данные выводы могут применяться при выборе механизмов и инструментов международного экономического сотрудничества и служить основой для моделирования баланса движения товаров, услуг и факторов производства между странами БЕП.

Всеми участниками круглого стола рекомендовалось проведение активной позиции в отношении правового закрепления позиций России в различных сферах, затрагивающих ее национальные интересы.

Close Menu