Skip to main content
search
Новости

ИССЛЕДОВАНИЕ АВСТРИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ КАК ОСНОВА НАУЧНОЙ КОЛЛАБОРАЦИИ ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ УРО РАН С НИУ ВШЭ

By 20.03.2024No Comments

Институт экономики УрО РАН расширяет границы плодотворного научного сотрудничества, которое выражается в получении и издании интересных теоретико-методологических результатов экономических исследований в высокорейтинговых журналах международного уровня.

Одним из таких примеров является коллаборация ведущего научного сотрудника Удмуртского филиала ИЭ УрО РАН, д-ра экон. наук Владимира Матвеева с профессором Департамента государственного администрирования НИУ ВШЭ, канд. экон. наук Андреем Заостровцевым. Успешность творческого взаимодействия подтверждена вышедшей в свет научной публикацией, посвященной австрийской экономической школе («Вопросы экономики», № 2, 2024).

Интерес ученых к исследованию австрийской экономической школы вызван тем, что ее традиции до сих пор во многом уникальны: радикальный субъективизм, неопределенность, важность времени и спонтанный порядок. Австрийцы описывают роль экономической теории как осознание социальных явлений под углом зрения планов, целей и смыслов действующих индивидов, а не как науку, предсказывающую их перемещения. Поиск равновесия остается в нем доминирующим подходом к пониманию экономических явлений. И стихийные общественные порядки часто смоделированы так, как если бы они были разработаны «элитами».

Творческий коллектив представил основные характеристики современной австрийской школы, подчеркивающие сохраняющийся разрыв с экономическим мейнстримом. Демонстрация того, что австрийская экономическая школа в качестве исходного методологического основания имеет институциональный индивидуализм, а не строгий методологический индивидуализм (не характерно видение человека как пресловутого homo economicus), является одним из базовых выводов исследователей.

Авторам также удалось обосновать, что австрийская школа признана частью современного институционализма. Это обусловлено присутствующем в ней фокусированием внимания на индивидуальном обмене (каталлактике), который нуждается в хороших институтах, а не на аллокации ресурсов. Особо выделяются неформальные институты (убеждения, традиции), определяющие смысл человеческой деятельности.

Подробнее о перспективных направлениях развития экономической теории, в которые современная австрийская школа может внести свой вклад, читайте: Заостровцев А. П., Матвеев В. В. Австрийская экономическая школа: фундаментальные принципы, методология, институциональный анализ и перспективы // Вопросы экономики. 2024. № 2. С. 67—83 https://doi.org/10.32609/0042­8736­2024­2­67­83.

Close Menu