18 декабря 2023 г. в Институте экономики УрО РАН состоялось обсуждение отчетов НИР за 2021 – 2023 гг. по направлениям 5.6.5 «Микроэкономика» и 5.6.6 «Математические и инструментальные методы в экономике». Ключевыми спикерами выступили руководители структурных подразделений: Оренбургского филиала, Лаборатории моделирования пространственного развития территорий и Центра развития и размещения производительных сил Института экономики УрО РАН.
Открыл обсуждение директор Оренбургского филиала Института экономики УрО РАН, д-р экон. наук, проф. Алексей Тяпухин, докладывая о результатах выполнения научно-исследовательской работы на 2021-2023 гг. по теме «Разработка теоретических положений и методического инструментария проектирования, формирования и оптимизации логистических цепей поставок ресурсов на мезо- и микроуровнях в условиях цифровой парадигмы». Был обозначен конечный результат НИР, заключающийся в создании прототипа цифрового двойника нефизического объекта (управления логистическими цепями), включающего блоки: «ценность потребителя» → «система управления» → «цепи в статике» → «цепи в динамике» → «внешняя среда» → «управленческое решение» → организационная структура управления». Так, главным результатом 2021 года стало уточнение блока «ценность потребителя», в 2022 году – создание «системы управления», а в 2023 году – разработка структуры коммуникации – «цифрового двойника».
Затем результаты научно-исследовательской работы представил руководитель Лаборатории моделирования пространственного развития территорий, канд. экон. наук Илья Наумов. В рамках исследования по теме «Моделирование пространственного развития территорий с позиции обеспечения экономической безопасности» за 2021-2022 гг. достигнуты следующие ключевые результаты:
- разработан методический подход к исследованию процессов трансформации бюджетной самостоятельности и безопасности региональных систем;
- построена модель межрегиональной кластеризации в традиционных и высокотехнологичных отраслях промышленности регионов;
- построена географически взвешенная регрессионная модель внутренней международной миграции в России с использованием автомобильного и железнодорожного транспорта;
- проведено сценарное моделирование и прогнозирование степени износа основных фондов предприятий обрабатывающей промышленности в регионах России;
- оценивались условия и факторы развития промышленности регионов в условиях санкций;
- разработан программный комплекс для ЭВМ «Пространственный автокорреляционный анализ индикаторов социально-экономического развития регионов по методике П. Морана».
В 2023 г. интересным результатом исследования стало использование пространственной регрессионной модели Кобба-Дугласа для построения прогнозных сценариев изменения динамики объема отгруженных инновационных товаров, работ, услуг в сгруппированных регионах, проведена оценка и моделирование межрегиональных пространственных взаимовлияний в развитии кадрового научно-исследовательского потенциала территорий. Также, в рамках исследования осуществлялись сценарное моделирование пространственного развития транспортной миграции в России, сценарное прогнозирование информационной безопасности предприятий в России с использованием нелинейных моделей, сценарное моделирование и прогнозирование динамики развития обрабатывающей промышленности на Урале в изменившихся условиях внешней торговли.
В завершение обсуждения, ключевые результаты научно-исследовательской работы по теме «Комплексный механизм макрорегионального управления пространственным развитием территориально-производственных (макрорегиональных) систем и их инфраструктурным обустройством» представил руководитель Центра развития и размещения производительных сил, д.т.н. Михаил Петров. В качестве важнейшего научного результата 2021 г. предложен методологический подход и оригинальный инструментарий для исследования факторов, влияющих на возможные межрегиональные взаимодействия Свердловской области с остальными субъектами Российской Федерации в сфере обрабатывающей промышленности. Проверена гипотеза о том, что элементы матрицы межрегиональных взаимовлияний являются прокси-переменными, характеризующими степень этого взаимовлияния, исследовано пространственное распределение объема выпуска в секторе обрабатывающей промышленности регионов России с целью определения значений показателя силы взаимовлияния отдельных территорий в сфере обрабатывающей промышленности. В качестве важнейших научных результатов 2022 г. выделены следующие из них:
1) методологические положения по оценке сопряженности программно-стратегических документов и текущих тенденций управления развитием в сфере системных инфраструктур пространственного развития;
2) адаптация и применение прикладных моделей, направленных на научно-методическое обеспечение комплексных обоснований приоритетов инфраструктурного развития.
В 2023 г. основными важнейшими научными результатами НИР стали:
- алгоритмы расширения методического аппарата предпроектных обоснований вариантов взаимосогласованных решений по развитию транспортной и энергетической инфраструктуры на основе нечеткой логики. С использованием методов формализации экспертных процедур, построения иерархий и анализа функции принадлежности, выполнена постановка, моделирование и предложен вариант интерпретации модели поиска предпочтительного железнодорожного маршрута для приоритетной связи Екатеринбурга с портами Севморпути Уральского сектора Арктики. На основе двухэтапной модельно-экспертной процедуры выявлена перспективная приоритетность реализации варианта соединения региона Среднего Урала с вновь сооружаемым морском портом Индига.
- обоснование целесообразности возврата в практику управления развитием и размещением отечественной теоретико-методологической платформы территориально-производственного комплекса и энерго-производственных циклов для обеспечения перехода от приоритетов глобализации к приоритетам интересов национального развития и суверенитета, подчинения логики крупных проектов целям национального и регионального развития. На основе этой платформы дополнен пакет проектных предложений к дальнейшему рассмотрению и проведена первичная концептуальная оценка создания прямой железнодорожной связи между Миасским и Орским промышленно-транспортными узлами на Южном Урале.
Все представленные научные результаты получили высокую оценку экспертов.