10 ноября 2023 г. в Институте экономики УрО РАН состоялся научный семинар на тему «Инструменты промышленной политики в энергетике».
Организатор семинара: Центр развития и размещения производительных сил Института экономики УрО РАН
С докладом выступил старший научный сотрудник Института экономики канд. экон. наук Олег Турыгин.
Относительно высокая стоимость электроэнергии приводит к тому, что российская продукция обрабатывающих производств лишается важнейшего потенциального конкурентного преимущества, которое могло бы заключаться в относительно низкой себестоимости, важнейшей составляющей которой являются энергетические затраты.
В структуре генерирующих мощностей ЕЭС России, 50% установленной мощности составляют газовые электростанции, 16% – угольные. Таким образом, стоимость электроэнергии в существенной степени зависит от внутренних цен на топливно-энергетические ресурсы.
Основные выводы и рекомендации:
1. Внутренние цены на газ растут с темпами, практически полностью соответствующими росту экспортных цен. За период с января 2017 г. по сентябрь 2023 г. темп роста внутренних цен на газ составил 281%, что приближалось к темпу роста цен при экспортных поставках – 323%, при том, что темп роста цен обрабатывающих производств на внутреннем рынке за этот же период составил гораздо меньшую величину – 164%. Таким образом происходит перераспределение совокупной прибыли в экономике в пользу сектора добычи полезных ископаемых, что сдерживает темпы экономического роста. Принцип равной доходности при установлении цен на газ при поставках на внутренний и внешний рынки, особенно с учетом значительного роста мировых цен на газ, приводит к существенному росту затрат на основной ресурс для производства электроэнергии, так как стоимость топлива в структуре производственных затрат на электростанциях достигает 70%. Повышение экспортных пошлин на экспорт топливно-энергетических позволит увеличить предложение этих ресурсов и снизить их цены на внутреннем рынке, что должно стать одним из элементов промышленной политики.
2. Для российской экономики в целом характерна проблема устаревания оборудования. В отрасли производства и распределения электроэнергии, газа и воды степень износа основных фондов на конец 2022 г. составила 51% при среднем по экономике значении 41%. Коэффициент обновления основных фондов также является низкой величиной – 6% в отрасли производства и распределения электроэнергии, газа и воды, 8% – по экономике в целом.
Предприятия большинства отраслей российской экономики не вкладывают достаточных средств в осуществление инвестиций в основной капитал. Чистые инвестиции в основной капитал за счет собственных средств (определяемые как разность между собственными средствами, направленными на инвестиции в основной капитал и амортизацией основных средств) в отрасли производства, передачи и распределения электроэнергии являются отрицательными в большинстве периодов за 2011–2022 гг. Это свидетельствует о том, что в большинстве случаев на инвестиции в основной капитал не только не только чистая прибыль, но даже амортизационные отчисления не вкладываются в полном объеме. Не вкладывается также основной потенциальный источник собственных средств – чистая прибыль предприятия, является довольно значительной – валовая рентабельность затрат в отрасли производства, передачи и распределения электроэнергии в среднем за период 2017–2022 гг. составляет 37%, по экономике в целом, этот показатель за тот же период составляет 30%.
Одним из элементов промышленной политики должно быть создание механизмов увеличения реинвестирования прибыли предприятия с целью увеличения инвестиций в основной капитал. В качестве одного из таких механизмов можно предложить возврат к системе освобождения от налогообложения прибыли, направляемой на реинвестиции в основной капитал предприятия, в сочетании с введением прогрессивной шкалы налогообложения прибыли.
3. Еще одной причиной высоких цен на электроэнергию являются недостатки механизма договоров по предоставления мощности (ДПМ). Хотя ДПМ позволяет существенно увеличить объем вводимых генерирующих мощностей, так как гарантирует инвестору получение доходности на осуществленные инвестиции (на уровне 12–14%), но эти затраты включаются в конечную цену электроэнергии, что является дополнительным финансовым бременем для потребителей. Таким образом, создание рынка электроэнергии и мощности привело к ситуации, при которой для поставщиков электроэнергии обеспечивается получение гарантированной доходности, при этом интересы потребителей не учитываются. Этот вопрос также должен регулироваться в рамках промышленной политики.
4. Переход в ценообразовании для электросетевых компаний на основе регулирования по методу RAB (Regulatory Asset Base), который также привел к значительному росту тарифов на электроэнергию. Были сформированы завышенные прогнозы темпов роста российской экономики, вследствие чего был сформирован завышенный прогноз спроса на электроэнергию, в соответствии с которым были введены избыточные мощности в производстве и передаче электроэнергии, расходы на создание и поддержание которых несут потребители электроэнергии.
Таким образом, разработка системы планирования комплексного развития отраслей должна стать одним из элементов промышленной политики.
В семинаре приняли участие сотрудники Центра: д-р техн. наук М. Б. Петров, д-р геогр. наук В. В. Литовский, д-р эко. наук А. Ю. Домникова, канд. ф.-м. наук Л. А. Серков, канд. ф.-м. наук А. В. Мартыненко, канд. техн. наук К. Б. Кожов, В. А. Ли, М. В. Ивашкин, К. А. Завьялова, а также гости: : с. н. с. Сектора регионального природопользования и геоэкологии канд. экон. наук И. Н. Алферов, главный научный сотрудник Институт динамики систем и теории правления им. В. М. Матросова СО РАН д-р ф.-м. наук А. Л. Казаков, сотрудник Курганского филиала ИЭ УрО РАН канд. экон наук Н. Д. Кремлев.