Skip to main content
search
Новости

ХВАТИТ ЛИ БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ?

By 10.01.2024No Comments

Сотрудники Центра стратегического развития территорий Института экономики УрО РАН утверждают, что стратегия социально-экономического развития территорий (начиная от национального и заканчивая муниципальным уровнем) в последние годы в России стала основным декларируемым документом, определяющим вектор улучшения жизни граждан.

Учитывая сложившиеся отношения в межбюджетной сфере, при которой:

  • наиболее «доходные» налоговые источники (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, экспортно-импортные платежи и др.) сконцентрированы в федеральном бюджете;
  • за региональным бюджетом закреплены налог на имущество организаций, часть доходов от налога на прибыль предприятий, акцизы, налог на доходы физических лиц (частично), что позволяет субъектам РФ, где расположены высокодоходные производства, быть достаточно уверенными при покрытии обязательств за счет собственных доходов;
  • местный бюджет при этом остается с наименее доходными источниками — за ними закреплен по факту всего лишь ряд налоговых платежей — налог на землю и имущество физических лиц, налоги с малого бизнеса и часть НДФЛ,

возникает научно-обоснованный вопрос: насколько инвестиционные расходы, заложенные в планах социально-экономического развития муниципальных образований, соответствуют их финансовым возможностям. Старший научный сотрудник Центра, канд. экон. наук Алексей Пасынков сконцентрировал свое исследование на поиске ответа на него.

С целью выявления дисбаланса возможностей муниципалитетов по финансированию программ и проектов, заложенных в Стратегиях социально-экономического развития, Алексей Федорович проанализировал Стратегии социально-экономического развития муниципальных образований Свердловской области, официально утвержденные органами местного самоуправления и размещенные на официальном сайте Министерства экономики и территориального развития Свердловской области. В качестве объектов исследования были отобраны 15 муниципальных образований, характеризующиеся различной численностью населения, производственным и бюджетными параметрами, географическим положением в Свердловской области. Полигон исследования составили: Алапаевское МО, Белоярский ГО, ГО Верхнее Дуброво, Верхнесалдинский ГО, ГО Верхняя Пышма, г. Екатеринбург, Качканарский ГО, ГО Красноуральск, Махневское МО, г. Нижний Тагил, ГО Пелым, ГО Ревда, Сосьвинский ГО, ГО Старуткинск, Г. Ирбит.

Анализ Стратегий социально-экономического развития муниципальных образований показал, что исследование и прогнозирование параметров бюджета территорий не являются приоритетным направлением стратегического планирования. Сильная зависимость от непредсказуемого перераспределения финансовых ресурсов со стороны регионального бюджета не позволяет муниципальным образованиям как-то прогнозировать свои доходы на среднесрочную перспективу.

Собственные средства муниципальных бюджетов, направляемых на инвестиции, составляют лишь 15 % от всех бюджетных ресурсов, направляемых на эти цели. Основную роль в обеспечении капитальных вложений на территориях Свердловской области играют средства регионального (более половины) и федерального бюджета (чуть менее трети). Однако эти средства распределены среди муниципальных образований крайне неравномерно: наибольшую долю в относительном выражении получили г. Екатеринбург и Махневское МО, см. табл.

Таблица — Инвестиции на территориях муниципальных образований Свердловской области, в т. ч. по уровням бюджета, 2022 г.

Лидерами по использованию средств муниципальных бюджетов на инвестиционную деятельность в относительном выражении выступают не крупные города Свердловской области, с наиболее благоприятными бюджетными возможностями, а небольшие территории, ограниченные в получении инвестиционных субсидий из вышестоящих бюджетов.

Таким образом, Алексею Пасынкову удалось выявить несоответствие планов, заложенных в Стратегиях социально-экономического развития и финансовых возможностей муниципальных бюджетов на инвестиции, по причине существенной зависимости территорий от выделения средств на капитальные вложения из регионального и федерального бюджетов, характеризующейся сильной избирательностью и непредсказуемостью в долгосрочном периоде.

Подробнее о результатах исследования: Пасынков, А. Ф. (2023). Бюджетные инвестиции в стратегиях развития муниципальных образований. AlterEconomics, 20(4), 876–893. https://doi.org/10.31063/AlterEconomics/2023.20­4.7

Close Menu