Достижение технологического суверенитета страны является первостепенной стратегической задачей в условиях разрыва производственных цепочек из-за ужесточения антироссийских санкций, ухода из страны крупных международных корпораций, все возрастающего дефицита трудовых ресурсов, геополитически серьезных трансформаций и т. п.
По мнению сотрудников центра структурной политики Института экономики УрО РАН д-ра экон. наук, профессора Ольги Александровны Романовой и канд. экон. наук Гыльии Галиуллиной, системообразующим фактором решения данной задачи могут играть территории с законодательно закрепленными особыми режимами ведения предпринимательской деятельности (далее — преференциальные территории). Предоставляя серьезные преференции бизнесу, открывающему новые предприятия на этих территориях, государство вправе рассчитывать, что данные территории будут эффективным инструментом достижения инновационно ориентированного экономического роста.
Коллеги считают, что первый шаг на этом пути — добавление к установленным требованиям резидентства условий по уровню технологического развития открываемых производств, а значит и наличие у территории необходимого потенциала социально-экономического развития. Поэтому они предлагают авторскую методику оценки потенциала социально-экономического развития территории опережающего развития (ТОР), включающую последовательную реализацию :
- оценки уровня технологического развития ТОР;
- расчета интегрального показателя «потенциал социально-экономического развития ТОР»;
- расчета интегрального индекса стратегического потенциала региона;
- определения когерентности интегрального показателя «потенциал социально-экономического развития ТОР» и технологий ключевых предприятий.
Методика апробирована на ряде таких территорий, как Тольятти, Самарская область; Набережные Челны, Республика Татарстан; Невинномысск, Ставропольский край; Ефремов, Тульская область; Прокопьевск, Кемеровская область; Мценск, Орловская область; Абаза, Республика Хакасия; Белая Холуница, Кировская область; Кувшиново, Тверская область.
Проведенные исследования подтвердили, что исследуемые ТОР интегрированы в пространство региона, потенциал развития которого оказывает прямое влияние на перспективы преференциальной территории. Стратегический потенциал развития регионов, где действует ТОР, на рисунке выделен разным цветом: темно синий цвет — это ТОР, созданные в регионах с сильным потенциалом социально-экономического развития, оранжевый — это регионы со слабым потенциалом, сиреневый — промежуточный вариант.
Соответственно, они могут опираться в своем развитии на стратегический потенциал региона:
- Набережные Челны: Республика Татарстан характеризуется высоким уровнем качества жизни и инвестиционной привлекательности, средним уровнем развития преференциальных режимов;
- Тольятти: Самарская область — высокий уровень инвестиционной привлекательности, средний уровень качества жизни, низкий уровень развития преференциальных режимов;
- Ефремов: Тульская область — средний уровень качества жизни и инвестиционной привлекательности, низкий уровень развития преференциальных режимов.
На основе полученных результатов исследования Ольга Александровна и Гыльия Фагимовна пришли к выводу, что оценку потенциала развития ТОР необходимо внести в стратегические документы по развитию преференциальных территорий и региона соответствующие изменения по уровню использования технологий потенциальными резидентами.
Еще одним выводом стало доказательство утверждения, что целенаправленное использование выявленного потенциала ТОР и более жесткие требования к потенциальным резидентам в части критериев отбора планируемых технологий позволят вывести экономику моногородов из депрессивного состояния и улучшить условия жизни населения.
Подробнее: Романова, О. А., Галиуллина, Г. Ф. (2024). Формирование и оценка потенциала развития преференциальных территорий России. Экономика региона, 20(3), 625-641.