Skip to main content
search
Новости

УРЕГУЛИРОВАТЬ ИМПОРТ В ЕАЭС С УМОМ И ВНЕ ТАРИФОВ

Сбалансированный подбор нетарифных мер повысит безопасность и качество ввозимых товаров, а также сократит неоправданные барьеры. Такой подход, основанный на анализе набора регуляторных инструментов и многоаспектной оценке их воздействия на импорт, предложил ведущий экономист Центра региональных компаративных исследований Института экономики УрО РАН Петр Ильясов. Статья с деталями его концепции опубликована в журнале «Российский внешнеэкономический вестник».

Нетарифные меры (НТМ) — инструменты внешнеторговой политики для ограничения импорта товаров или, что менее распространено, его стимулирования. В частности, к числу таких мер относится квотирование, лицензирование, введение дополнительных налогов и сборов, требование сертификации и маркировки ввозимой продукции.

— Есть давнее требование Всемирной торговой организации к странам-участникам по снижению ставок таможенных пошлин, в связи с этим возможности для тарифного регулирования импорта постепенно сокращаются, и на первый план уже выходят меры иного характера, — поясняет Ильясов. — Кроме того, в последние годы наблюдается нарастание санкционной конфронтации и торговых войн, в частности, между Китаем и США. Одна страна вводит меры против другой страны, последняя в ответ начинает применять контрмеры. Серьезная часть из этих взаимных торговых ограничений являются нетарифными. При этом если изначально такой тип мер разрабатывался для поддержания высокого качества ввозимой продукции и обеспечения здоровья населения, то сейчас они нередко используются именно как торговые барьеры.

В ЕАЭС нетарифное регулирование, если помнить среди прочего и о его исконном назначении, может помочь защитить граждан союза от потенциальных негативных последствий глобализации, создать сбалансированный локальный рынок торговли со свойственными ему ценностями и пониманием экологической устойчивости, повысить предсказуемость и прозрачность этого рынка для иностранных поставщиков. Для достижения этих целей необходимо провести совершенствование комплекса НТМ, чтобы он прежде всего обеспечивал безопасность, качество и доступность импортируемых товаров, сохраняя при этом гибкость к меняющейся международной конъюнктуре.

Предложенный уральским экономистом механизм совершенствования НТМ состоит из четырех элементов. В первую очередь предлагается дифференцировать меры в зависимости от их соответствия конечным целям и влияния на торговлю (способствующие и ограничительные), а также от степени опоры на стандартизацию как форму регулирования импорта (технические и нетехнические). Далее рекомендуется наблюдать, как конкретные НТМ воздействуют, во-первых, на объем импорта, а во-вторых, на качество ввозимых товаров. Например, некоторые регуляторные требования могут либо серьезно ограничивать импорт в количественном отношении, либо приводить к повышению стоимости высококачественных товаров и снижению их доступности. Помимо этого автор предлагает сопоставить влияния одного и того же типа нетарифных мер на различные товары и на этой основе уменьшить вероятностьчрезмерного регулирования.

Базируясь на модели, предложенной экономистом Махди Годси из Венского института международных экономических исследований, Ильясов оценивает влияние технических барьеров (ТБТ) и санитарных и фитосанитарных (СФС) мер на объем и качество импорта в трех евразийских странах по 21 товарной группе. В среднем ТБТ больше всего сужают объем импорта в Армении и России, а на качестве ввозимой продукции этот тип мер негативно проявляет себя в Кыргызстане. Во всех трех ранее перечисленных странах также наблюдается сокращение импорта от действия санитарных и фитосанитарных мер, качественное же его ухудшение наблюдается в центральноазиатских республиках: в Казахстане и Кыргызстане.

— Конечно, большая часть мер инициируется главным образом для того, чтобы увеличить качество ввозимой продукции, но корреляция показывает, что в результате можно достигнуть совершенно противоположных эффектов. И такая ситуация во многом объясняется тем, что перед введением той или иной меры зачастую не проводится скрупулезная оценка ее возможного воздействия, — добавляет Ильясов.

Подробнее читайте: Ильясов П. В. (2023). Механизм совершенствования нетарифного регулирования импорта ЕАЭС. Российский внешнеэкономический вестник, 9, 54–72.

Павел Киев

Close Menu